Чуйский тракт (автодорога)

Рейтинг: 0 
(0 голосов)

26 мая 1922 Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Чуйский тракт признан дорогой общегосударственного значения. В этот год был построен мост через Чую около Кош-Агача, а затем сооружены три паромных переправы через реку Катунь на двенадцать подвод каждая. В 19241925 годах развернулись ремонтно-строительные работы в горной части тракта до села Онгудай, на перевале Чике-Таман. Для подъезда на перевал приходилось преодолевать 24 крутых поворота. На путь до Кош-Агача и обратно автомашины затрачивали от 15 до 20 дней.

Тогда развернулся спор относительно маршрута устраиваемой дороги. Сторонники левобережного направления, действовавшего в то время, предлагали сохранить существующий маршрут: Бийск-Алтайское-Черга-Шебалино-Онгудай-Кош-Агач. Сторонники правобережного направления (Катунского) предлагали новый маршрут: Бийск-Майма-Чемал-Каянча, предусматривая его соединение со старым направлением у бома Кор-Кечу. Обсуждался ещё третий вариант, по которому новое направление со старым предлагалось соединить в селе Черга, и четвёртый, Ороктойский, по которому соединение нового направления тракта со старым предполагалось осуществить через Талдинский перевал. В конце концов был выбран Катунский вариант, поскольку он значительно сокращал протяжённость пути до советско-монгольской границы и, кроме того, удобно связывал областной центр с районами области и городом Бийском. немного позднее было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.

15 апреля 1929 года начались строительные работы на участке Майма-Усть-Сема-Чемал. А к 1930 году строительные работы были развёрнуты на всём протяжении тракта, который строился по проекту В.Я. Шишкова с некоторыми дополнениями. Строили тракт в основном заключённые. Для них вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга были построены «командировки» - рассчитанные на 300-400 человек концентрационные лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями. В районе Мыюта на берегу Семы располагался женский лагерь. 10-12 тысяч заключённых пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей трассы.

Большое внимание уделялось строительству мостов. В 1934 году заключенными построен крупнейший в Советском Союзе наплавной понтонный мост. В 1935 году были сданы в эксплуатацию деревянный мост через Бию в Бийске, деревянный мост через Ишу и мост через Катунь у села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 году сооружение первого в мире двухкабельного висячего моста через Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным.

12 июня 1934 года для проверки эксплуатационно-технических качеств новой дороги стартовал первый Западно-Сибирский автопробег Бийск-Кош-Агач: 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 километров труднейшей горной дороги. Машины прошли от Бийска до Кош-Агача и вернулись за рекордно короткий срок - 8 суток, и 1 января 1935 года Чуйский тракт на всём его протяжении - Бийск-Майма-УстьСема-Черга-Онгудай-Иня-Кош-Агач-Ташанта был сдан в эксплуатацию.

С тех пор Чуйский тракт неоднократно обновлялся: в 19561957 годах был осуществлён капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема-Шебалино. В 1959 году в Усть-Семе был построен новый железнобетонный мост через реку Катунь, в 1964 году вступили в действие железобетонные мосты через реки Бия и Иша, в 1970 году у села Иня вместо старого подвесного моста, сооружённого в 1936 году, был построен через реку Катунь железобетонный мост; в 1984 году введена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.

В 1990-х годах построены обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск. В настоящее время Чуйский тракт - важнейшая, живописная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая горный регион с железнодорожными и водными путями Сибири, с автомагистралью Москва - Дальний Восток.

Г. Мартынова 




 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.