Национальный музей А.В. Анохина возобновит работу с 23 сентября

Национальный музей А.В. Анохина возобновит работу с 23 сентября

21.09.2020

Однако, при посещении Национального музея Республики Алтай нужно строго соблюдать эпидемиологические ограничения: масочный режим, экскурсионные группы не больше пяти человек, не менее 1,5 метра, безналичный способ оплаты.

"Безопасность наших посетителей и сотрудников в условиях ограничений, является нашим главным приоритетом. Пожалуйста, оставайтесь дома, если у вас есть симптомы респираторного заболевания или в случае контактов с зараженным вирусом COVID‐19 в течение последних 2 недель" - сообщается на официальном сайте музея

Фото: Зал № 306 «Изобразительное искусство» Национального музея Республики Алтай, на заднем плане картина «Хан Алтай» первого профессионального алтайского художника Г. И. Чорос-Гуркина (1870–1937). 

Справка:

«Национальный музей имени А.В. Анохина»

История БУ РА «Национальный музей имени А.В. Анохина» начинается с приобретения в октябре 1918 г. Каракорум-Алтайской окружной управой по инициативе ее председателя – художника Г.И. Чорос-Гуркина у известного сибирского краеведа, одного из учредителей Общества любителей исследования Алтая Н.С. Гуляева палеонтологической, археологической, минералогической коллекций, научной библиотеки и архива, которые начал собирать его отец С.И. Гуляев. Эти материалы составили основу будущего музея. Годом официального основания музея является 1920-й год, когда коллегия Горно-Алтайского отдела народного образования решила «признать необходимость создания музея в Горном Алтае». В дальнейшем развитии музея значительную роль сыграл А.В. Анохин, первый заведующий музеем, а также начатое им в 1925–1926 гг. краеведческое движение и созданное «Общество друзей Ойротского краеведческого музея».

Свыше 20 лет своей жизни он посвятил сбору и изучению материалов по этнографии, фольклору, музыкальному и песенному творчеству народов Южной Сибири.

В первые годы деятельности музей не имел возможности вести полноценную работу в связи с отсутствием постоянного помещения (с 1920 по 1927 гг. музей неоднократно переезжал из одного населенного пункта в другой). 7 декабря 1926 г. музею было предоставлено отдельное помещение в Улале. Это было однокомнатное каменное здание на Базарной площади – дом-магазин купца Д. Тобокова, в котором ранее располагался Союз охотников.

В 1931 г. музей был переведен в бывшую лавку купца Бодунова по улице Советской № 16 и размещен в 3-х комнатах нижнего этажа, основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив.

С 1933 по 1989 годы музей стал занимать весь дом, который до сих пор население г. Горно-Алтайска называет «Старый музей».

С этого момента музей становится центром краеведческого движения, который впервые в 1920–30-е гг. проводит научно обоснованные экспедиции по исследованию природных ресурсов, археологических древностей, изучению материальной и духовной культуры народов Горного Алтая, которые способствовали не только научному изучению региона, но и пополнению минералогических, таксидермических, этнографических, энтомологических и других коллекций музея.

Музей стал предшественником культурных, научных учреждений, опорной базой для участников научных экспедиций, отдельных ученых, краеведов; справочным пунктом для инженерно-технических работников, геологов, агрономов; образовательным учреждением, дающим разнообразные знания о крае для широких масс местного населения.

Традиция проведений археологических, этнографических экспедиций продолжалась и в 1950–1980-е гг. Многие поколения музейных сотрудников активно работали над пополнением, изучением, сохранением фондов.

В становлении и развитии Национального музея Республики Алтай значительную роль сыграли: первый профессиональный художник Сибири, политический и общественный деятель 1917–1920 гг. Г.И. Чорос-Гуркин (1870–1937); директора: А.В. Анохин (1869–1931), С.М. Сергеев (1879–1947), З.Е. Панова (1912–1995), Л.А. Давыдова (1923–2001), В.Т. Липатова, Р.М. Еркинова, внесшие значительный вклад в научно-исследовательскую, научно-фондовую деятельность, в комплектование фондов и укрепление материально-технической базы.

В 1989 г. музей переезжает в новое трехэтажное здание, специально построенное для него. С переездом музея в новое здание музей получил возможность вести полноценную экспозиционно-выставочную работу, показывать посетителям самое интересное, что собиралось и хранилось музеем на протяжении всей деятельности.

В 1990 г. 28 мая распоряжением Совета Министров РСФСР № 599-Р г. Москвы и Приказа Министерства культуры РСФСР от 08.06. 1990 г. № 204 Горно-Алтайскому областному краеведческому музею было присвоено имя А.В. Анохина. В 2002 году Постановлением Правительства Республики Алтай музею присвоен статус национального.

Музейными сотрудниками опубликованы сотни научных статей по археологии, этнографии, истории Горного Алтая. В 1990-х гг. директором музея Р.М. Еркиновой изданы в Амстердаме каталог и альбом работ Г.И. Чорос-Гуркина, в 2007 г. в соавторстве с кандидатом искусствоведения, сотрудником музея Е.П. Маточкиным каталог «Н.И. Чевалков», каталог «Ойротская художественная школа» и т.д.

Национальный музей является инициатором проведения научно-практических конференций «Анохинские чтения», «Оносские встречи» получившие положительную оценку ученых и широкой общественности. По материалам конференции издаются сборники с одноименным названием.

В конце 1990-х гг. из анализа текущего состояния экспозиционно-выставочных залов и фондохранилищ, а также с учетом динамики ежегодных поступлений экспонатов, роста посещений музея за счет притока туристов назрела необходимость реконструкции здания музея для осуществления профессиональной деятельности в соответствие с государственными нормативными документами и современной спецификой музейного дела.

Распределение экспонатов в экспозициях, выставках и фондохранилищах, существовавшее в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина не отражала действительных потребностей музея по развертыванию экспозиционно-выставочной деятельности из-за малых площадей, а так же по причине слабой технической оснащенности.

В 2003–2004 гг. Национальным музеем был защищен проект реконструкции здания музея и расширения площадей под фондохранилища и мавзолей «Укокской принцессы» – мумифицированного тела женщины пазырыкской культуры VIII–II вв. до н.э., обнаруженного в 1993 г. экспедицией Института археологии и этнографии СО РАН на плато Укок Кош-Агачского района Республики Алтай.

Общая стоимость строительства, согласно предоставленного сводного сметного проекта составила 750 млн. рублей.

В 2008–2012 гг. на финансовые средства, пожертвованные ОАО «Газпром» была проведена реконструкция здания музея, построены дополнительные площади под фондохранилище, экспозиции и выставки.

Проект реконструкции музея, разработанный архитектурной мастерской Евгения Тоскина (ООО «АМТ проект» г. Бийск, г. Новосибирск), в 2004 г. удостоен приза конкурса градостроительства, архитектуры и дизайна «Золотая капитель».

Сегодня здание, в котором размещаются музейные экспозиции и выставки, фондохранилища и административно-хозяйственные помещения, в процессе проектирования приобрело новый архитектурный облик, превратившись в многоярусный динамичный комплекс. Большие плоскости скатных кровель в сочетании с поверхностями стен напоминают крутые горные склоны и древние таинственные курганы, в глубине которых сокрыты сокровища Алтая. Тему «кургана» подчеркивают и развивают решение главного входа и сакральное пространство мавзолея, где разместились погребальные предметы из высокогорного плато Укок: саркофаг с мумией женщины пазырыкской культуры, получившей имя Укокской «принцессы», высокохудожественные деревянные украшения и детали упряжи коней, а также каменные стелы.

Юго-западное крыло существующего здания музея приобретает монументальный классический вид благодаря пристроенным пилястрам, дающим фасаду дополнительную пластику и необходимую для экспозиционных залов тень. Мощь классического построения колонн говорит о том, что это не просто здание, а ХРАМ КУЛЬТУРЫ. Витражи галерей и внутреннего двора, отражая глубину небес, делают здание более легким и воздушным, акцентируя общую динамику формы.

После реконструкции в существующем здании разместились: гардероб с просторным холлом; комфортные санузлы; кафе на 25 посадочных мест с отдельным входом, которое может работать как на посетителей музея, так и как самостоятельное учреждение; сувенирный киоск, бытовые и служебные помещения.

В пространстве атриума, который объединяет два объема – существующее здание и пристрой, проектированы обзорные лифты и размещены 12 подлинных тюркских каменных изваяний, установлен алтайский аил – жердевое жилище с традиционной обстановкой. Около него – стилизованная вертикальная коновязь, в древности имевшее не только утилитарное назначение, но и глубокий духовно-мифологический смысл.

Оригинальность объемно-пространственного решения и использование современных строительных материалов создает яркий, запоминающийся архитектурный образ, что позволило стать обновленному зданию музея одним из главных мест притяжения культурной жизни столицы Республики Алтай.

В 2012 году сотрудники музея в кратчайшие сроки сумели создать новые экспозиции и выставки, охватывающие естественный, археолого-этнографический, исторический и искусствоведческие аспекты развития региона. Хронологический диапазон достаточно широк, от нескольких сотен миллионов лет назад до современности.

В музее и его филиалах работает 80 человек, среди которых 1 кандидат искусствоведения и 2 кандидата исторических наук.

В фондах Национального музея хранится весь спектр предметов материальной и духовной культуры народов Республики Алтай: археологические находки, характеризующие все основные этапы древней истории Горного Алтая, этнографические коллекции одежды и предметов и быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, естественнонаучные коллекции и фотодокументальные материалы. Всего более 60 тысяч единиц хранения. Уникальные коллекции: живописные и графические работы первого профессионального художника среди коренных народов Сибири, ученика И.И. Шишкина, Академии художеств – Григория Ивановича Чорос-Гуркина (1500 работ); художника Николая Иванович Чевалкова и других; фонд редкой книги XVII – XX вв., иконы; археологические находки с мерзлотных курганов, оленные камни, изваяния, рунические письмена тюркского периода, шаманская атрибутика.


Новость размещена: WWW.АЛТАЙСКИЕ-ГОРЫ.РФ



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.