Андрей БОРИСОВ: «Эпическое наследие – это духовная сила»

Андрей БОРИСОВ: «Эпическое наследие – это духовная сила»

07.06.2018

У каждого народа есть своя «сокровищница» - кладезь знаний, передающихся из поколения в поколение. В ней бережно хранятся эпосы, рассказывающие о древних мирах, духах, богатырях - защитниках своей Родины. У якутов самым известным героем эпоса является Нюргун Боотур Стремительный, у бурят – Гэсэр, у алтайцев – Маадай-Кара.

В настоящее время в Горно-Алтайске идет масштабная работа по постановке величайшего эпоса «Маадай-Кара» в рамках партийного проекта «Единой России» «Культура малой Родины». Режиссером спектакля выступил народный артист России Андрей Борисов, известный нашему зрителю по работе над спектаклем «Восхождение на Хан-Алтай». В ближайшие месяцы в Национальном театре Республики Алтай состоится премьера постановки по мотивам древнейшего сказания.

Каково это - вновь стать творцом алтайской истории на главной сцене? Об этом в размышлениях народного артиста…

 

Идея постановки

- Во-первых, это не спектакль ради спектакля, а первое, главное начало большого проекта всероссийского, а может и международного масштаба – проект о возрождении эпического наследия народов Евразии. Эту идею мне предложил мой давний друг, ныне депутат Госдумы, член Комитета по делам стран СНГ и евразийской интеграции Иван Белеков. Как человек неравнодушный к истории и культуре своего народа, он принимает активное участие в реализации постановки в театре. Тем более что опыт совместной работы над спектаклем «Восхождение на Хан-Алтай» у нас уже есть.

Мы решили начать крупномасштабный проект именно с Алтая – колыбели тюркских народов.  С большой радостью воспринял принятие в регионе закона «О сохранении эпического наследия Республики Алтай». А эпическое наследие Алтая воплощает в себе эту цивилизационную основу. Горд, что эта работа продолжилась во многих субъектах Российской Федерации.

После постановки «Маадай-Кара» планируется работа над «Кудангса Великим» Платона Ойунского, якутского Гомера, который написал «Нюргун Боотур Стремительный» (36 тыс. стих. строк) и сделал олонхо литературным памятником. Осенью, ближе к зиме, мы поставим спектакль «Урал-Батыр». Он будет приурочен к 100-летию образования республики Башкортостан и вековому юбилею государственного академического театра драмы им. М. Гафури.

Наши театральные коллеги из Армении предлагают начать работать над средневековым эпосом «Давид Сасунский». В свете всего этого постановка «Маадай-Кара» на Алтае обретает еще большее значение, чем просто постановка по эпическому наследию. Считаю, что эпическое наследие является основой любого народа, его духом. Повторюсь, это начало огромного проекта.

 

Сюжет – действие

- Мы представим эпос на трех площадках: нижний, средний и верхний миры. То есть отходим от привычной формы, и работы становится в три раза больше. Максимально создаем антураж эпоса, чтобы эта тема звучала мощно!

 Эпос – это космическое явление, поэтому хотелось бы, что бы все происходило «в масштабе космоса». Подойти к этому по пути иллюстративности у нас не получается. Путь такой условный, космический, что и соответствует духу эпоса, античному театру. Традиционный театр 18-19 веков здесь не подходит. Зрители станут реальными свидетелями действия.  

Как говорит Иван Итулович, не должно быть монотонности, поэтому нужно будет сочетать горловое пение - кай с текстом. Само пение дает ритм. С другой стороны, не терять подлинности происходящего – вот в чем главная наша задача.

 

О работе с артистами

– С актерами алтайского национального театра я работал над спектаклем «Восхождение на Хан-Алтай». Очень люблю их. Когда есть большая работа, когда есть крупные роли, то актер становится «крупным», он растет. И для алтайского театра постановка «Маадай-Кара» на сцене – это новое преодоление. Это же не пьеса, это эпическое произведение, три мира! Огромное пространство, которое актера поднимает, вдохновляет.

Как бы алтайские актёры хорошо не знали свой эпос, тем не менее, они пропитаны, как говорится, с молоком матери, этим эпосом, этой культурой. Поэтому у меня есть надежда, что я разбужу в них это чувство. И я уверен, что духовная сила эпоса придаст актерам новых сил.  Они станут еще лучше, еще сильнее.

 

Восприятие зрителя 

Обычно, когда люди приходят в зал, они весь спектакль сидят на своих местах. Во время премьеры «Маадай-Кара» мы будем модерировать с одного места на другое. Так, юрта Маадай-Кара будет располагаться возле театрального фонтана, природа в большом зале, и верхний мир – подъем на второй этаж.  К таким инновациям будет подстраиваться горно-алтайский зритель. Станет соучастником действия. Интересно, как он это воспримет. Эпос должен духовно вплестись в него.

Это новый настрой для зрителя. Переход, допустим, из комнаты в большой зал уже его дает. Зритель сам себя подсознательно настраивает. И этим будет управлять сам сюжет «Маадай-Кара». Как сказал один молодой кайчи: эпос пробуждается! А вместе с ним пробуждается и духовная сила народа.

 

подготовила А. Тонжанова

 


Новость размещена: *



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.