Памятник дорожникам открыли на Чуйском тракте

Памятник дорожникам открыли на Чуйском тракте

12.07.2017

На перевале Чике-Таман в Онгудайском районе Республики Алтай в торжественной обстановке открыли памятник строителям Чуйского тракта. Памятник трудовому подвигу установлен в рамках 95-летия придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения, сообщает пресс-служба республиканского правительства.

Скульптура изображает дорожника – строителя Чуйского тракта. Одежда и рабочие аксессуары соответствуют послевоенному времени. Высота композиции – 2,3 м, в качестве материала использован чугун. Автор композиции – Алексей Агриколянский.

В церемонии приняли участие глава региона Александр Бердников, помощник президента, секретарь Госсовета Игорь Левитин, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Костюк.

«Для меня это событие дорого и значимо, потому что я родился и вырос на Чуйском тракте, — сказал Бердников. — Мой отец, фронтовой водитель, с 1936 по 1941 годы работал на ней, возил грузы. Вернувшись с войны четырежды раненым, снова возил грузы. В годы войны для многих людей эта дорога была дорогой жизни, как и дорога по Ладоге. По Чуйскому тракту везли продукты питания, шкуры, скот на фронт».

Руководитель региона отметил значение Чуйского тракта. Сегодня дорога обеспечивает стабильные экономические связи, соединяя Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, а также всю Западную Сибирь с Монголией, Китаем и странами Средней Азии.

С развитием внутреннего и въездного туризма растет роль Чуйского тракта как туристического маршрута. По версии журнала National Geographic, Чуйский тракт занимает пятую строчку в перечне красивейших дорог мира.

«Важно, что дорога — это не просто бетон и асфальт, дорога – это жизнь, — сказал помощник президента Игорь Левитин. — В прошлом году президент проводил Госсовет на Алтае и сказал, что необходимо обустроить все дороги не только в техническом исполнении, но и сделать их удобными для людей, для водителей, которые на ней работают».

Начальник Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский заверил, что дорожники приложат все усилия, чтобы сделать ее лучше и комфортнее. В текущем году на всей протяженности перевала выполнен ремонт дорожного полотна по технологии «Новачип». Новое покрытие способствует повышению сцепления с дорогой, уменьшению тормозного пути автомобилей, снижению риска аквапланирования. Во время ремонта заменили металлическое и бетонное барьерное ограждение на более современное.

Подробнее на gorno-altaisk.info

p.s Чуйский тракт – первая дорога в пределах нынешних административных границ Алтайского края и Республики Алтай, получившая статус дороги государственного значения (постановление ВЦИК РСФСР от 26 мая 1922 г.). В связи с этим в городе Бийске был создан отдел государственных сооружений и составлен первый план ремонтно-строительных работ на Чуйском тракте. В этом же году на средства, поступившие из российского государственного бюджета, был построен мост в Кош-Агаче через р. Чуя и приведен в проезжее состояние участок дороги от Бийска до Комаринского перевала по старому направлению дороги. В следующем 1923 г. на участке от бома Кор-Кечу до Ини строятся три паромные переправы через реку Катунь, восстанавливаются гужевые перевозки по Чуйскому тракту. Но состояние Чуйского тракта старого направления Бийск–Алтайское–Черга–Онгудай–Иня, имеющего три перевала и четыре паромные переправы, не могло удовлетворить требованиям перевозок по нему, принудив к изысканию более удобных вариантов.

Таким единственным был правокатунский вариант, предложенный в свое время еще В. Я. Шишковым, но в силу объективных причин (Первая мировая война, революция 1917 г., гражданская война) не претворенный в жизнь. В постановлении техсовещания отдела шоссейных дорог центрального управления местного транспорта, проходившего в г. Бийске, указывалось: «…остановиться на правобережном направлении варианта. Принять к сведению сообщение заместителя председателя К. Я. Рудзутак об изменении направления Чуйского тракта». Строительство по правобережному варианту начиналось несколько раз, но в дальнейшем решение вопроса затягивалось, работы прекращались. И в этот раз продолжалась бюрократическая волокита, в результате чего строительство на новом направлении не велось, а дорога на старом не приводилась в исправное состояние. Недочеты в строительстве, помимо недостаточно оперативного руководства и контроля со стороны Главдорстроя и Росдорстроя зависели от неопределенного, нерешенного вопроса о строительстве правокатунского направления. Докладывая о вышеизложенном, Сибкрай РКИ (Рабоче-крестьянская инспекция) просила расследовать причины совершенно недопустимой, граничащей с вредительством (1932 г.!) волокиты при строительстве правобережного направления, привлечь виновных к суровой ответственности, обязать Главдортранс закончить изыскание строительства тракта и моста через р. Бию в сроки, указанные постановлением.

В 1933 г. выходит новый приказ по управлению Чуйского тракта за № 136 от 25 августа: «Согласно Постановлению Правительства по народному комиссариату внешней торговли СССР 5 июня 1933 года за № 333, Чуйский тракт считается военизированным с введением в действие Устава о служебно-трудовой дисциплине военизированных рабочих и служащих. Означенное мероприятие Правительства вызвано особо важным значением Чуйского тракта в общей системе народного хозяйства. Военизация должна обеспечить бесперебойную работу тракта в деле осуществления возложенных на тракт ответственных заданий по экспортно-импортным перевозкам. Военизация работников тракта при улучшении их материально-бытовых условий, как то: снабжение продовольствием, обмундированием и другими льготами возлагает на них большую ответственность за четкую и безукоризненную работу. Работники тракта должны помнить, что они указанным актом Правительства приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма». В результате этого Постановления сразу же находятся необходимые денежные суммы, решается вопрос о рабочей силе, включается зеленый свет изыскательским работам.

Вдоль дороги строятся «командировки» 7-го отделения Сиблага. Начальником этого отделения стал Волков. Благодаря сохранившимся документам установлены места следующих «командировок»: в заречном районе г. Бийска (ул. Крайняя), перед пос. Майма, в районе с. Мыюта (женский лагерь), за Семинским перевалом (у Черной речки) перед Бомом Кор-Кечу, в районе с. Жана-Аул (в Чуйской степи). Были и другие «командировки», но места их расположения пока не известны. Каждая «командировка» представляла собой территорию, обозначенную на карто-схемах того времени как «земля особого назначения». По периметру стояли вышки, территория обнесена высоким забором с колючей проволокой, за которым располагались бараки на 200–300 заключенных, дом для охраны, склад, баня и другие хозяйственные постройки. Кроме «сиблоновцев» – так называли заключенных, строили дорогу, и жители близлежащих сел, по которым проходила дорога. Каждый работоспособный житель села обязан был привезти для отсыпки дороги сто ручных тачек земли или гравия. За тачки, привезенные сверх нормы, выплачивались деньги. Кроме того, на строительстве дороги использовались для перевозки грузов лошади из артелей и колхозов вместе с их хозяевами. В протоколе № 35 от 24 июля 1926 г. президиумом Бийского окрисполкома, отмечено, что граждане с. Сетовка сами постановили дать 500 подвод бесплатно для строительства Чуйского тракта.

В 1934 г. дорога на всем своем протяжении от г. Бийска до монгольской границы становится проходимой для автотранспорта. На первой странице альбомов, которые были подарены в честь окончания строительства Чуйского тракта передовым работникам можно прочитать:

«Чуйский тракт, как одна из важных внешнеторговых магистралей Советского Союза и основная автодорожная артерия Ойротской автономной области, имея головным участком город Бийск, как исходный пункт железной дороги и водного транспорта, доходит до границы северо-западной Монголии. Общее протяжение тракта составляет 622 км, из которых до 500 км проходят в местности высокогорных хребтов северного Алтая, пересекая перевалы Семинский и Чике-Таманский. Строительство Чуйского тракта осуществлено фактически в течение двух коротких и дождливых сезонов 1933–1934 гг. при наличии 5000–6000 человек рабочей армии, упорным трудом с применением социалистических методов труда – соцсоревнования и ударничества, широко развернувшихся на стройке.

За время строительства тракта произведено свыше 2500,0 тыс. куб. м. земляных и скальных работ, 1300 п. м мостов, 250 шт. труб, 330 км проезжей части (шоссе). Проведенный в 1934 г. автопробег показал количество ходовых часов автопроезда по Чуйскому тракту: Бийск–Кош-Агач составило – 22 часа и Кош-Агач–Бийск – 19 часов. Сооружение тракта стоимостью более 20 млн. руб. в одной из бывших наиболее отсталых окраин царской России, а ныне Ойротской автономной области, развивающейся в мощном подъеме экономического и культурного развития, является ярким примером правильности национальной политики нашей партии».

Все это дало возможность к 7 ноября 1934 г. рапортовать о досрочном выполнении задания партии и правительства о сооружении Чуйского тракта. Обеспечен полный автопроезд на протяжении свыше 600 км и дополнительно сооружен за счет местных и краевых ресурсов крупнейший в Союзе наплавной мост через реку Бию.

Прошел не один десяток лет. Трудно переоценить значение этой дороги-легенды, которая проходит через века. Из всех дорог российского Алтая Чуйский тракт имеет преобладающее административное, экономическое и культурное значение. Это единственный путь, связывающий горно-таежные районы Алтая со всеми регионами России, а также путь, обеспечивающий торгово-экономическое сообщение сибирских регионов с Монголией и Китаем.

 

Е. А. Грехова


Новость размещена: *
 

2014-11-22

711a0273_result.jpg
711a0428_result.jpg
711a0479_result.jpg
711a0697_result.jpg
711a0707_result.jpg
dsc_0519_result.jpg
dsc_0522_result.jpg
dsc_0525_result.jpg
dsc_0529_result.jpg
dsc_0532_result.jpg
dsc_0534_result.jpg
dsc_0536_result.jpg
dsc_0551_result.jpg
dsc_0552_result.jpg
dsc_0556_result.jpg
dsc_0560_result.jpg
dsc_0563_result.jpg
dsc_0567_result.jpg
dsc_0569_result.jpg
dsc_0572_result.jpg
dsc_0577_result.jpg
dsc_0579_result.jpg
dsc_2921_result.jpg
dsc_2924_result.jpg
 



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.