Выяснилось, что скифы были предками тюрков

06.03.2017

Такое заключение сделали ученые из Института цитологии генетики СО РАН после того, как вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии. Исследования проводились с целью понять демографические основы истории скифов.

Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.

В ходе работ исследовались полногеномные данные по восьми индивидам и митоходриальной ДНК 96 человек, живших в первом тысячелетии до нашей эры в евразийской степи, от Причерноморья до Алтая.

Как цитирует сайт Индикатор сообщение вышеупомянутого журнала, оказалось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обеих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи.

Относительно происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири).

Что касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами — что говорит о некоторой преемственности между группами населения.
Потомков же западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных – лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа).

Последняя связка требует отдельного исследования: обычно считается, что экспансия тюркских языков в Евразии началась гораздо позже, от VI века нашей эры. Влияние скифов на этногенез тюркских народов может быть выяснено в рамках будущих генетических исследований.

Как ранее отмечала российская исследовательница Н.И.Шишлина изучение курганной культуры, в первую очередь, необходимо начать с погребального обряда. Она пишет, что «погребальный обряд степных культур является основным источником для реконструкции многих сторон жизни населения эпохи бронзы региона. Ставя перед собой задачу фактического анализа всех его элементов, включая и погребальный инвентарь, можно воссоздать как индивидуальные характеристики материальной культуры отдельных групп, оставивших курганные могильники, так и представить общую характеристику культур в целом, оценить развитие технологических навыков материального производства, смену идеологических представлений, выявить общие традиции и время распространения новаций, этнокультурные различия и этнические сюжеты».

Известно, что некоторые представители традиционной исторической науки до сих пор не хотят видеть в современных тюркских народах законных наследников создателей евразийской курганной культуры.
Но сегодня благодаря таким исследованиям проясняется, какой народ древности всё же создал курганную культуру и чьи далёкие предки захоронены в этих курганах.

Новость размещена: *