Иван Белеков: Чуйский тракт должен стать символом региона

Иван Белеков: Чуйский тракт должен стать символом региона

14.02.2017

Депутат Государственной Думы РФ, член регионального Политсовета партии «Единая Россия» Республики Алтай Иван Белеков озвучил план мероприятий по повышению в общественном сознании значимости федерального тракта М-52 на встрече с новосибирскими активистами общественного совета «Новый век Чуйского тракта».

Иван Белеков отметил, что в этом году исполняется 95 лет Чуйскому тракту, который по версии научно-популярного журнала National Geographic входит в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. 

Чуйский тракт является главной дорожной артерией нашего региона, общей протяженностью 963 километра. Начинается он в Новосибирске, где у Академического театра оперы и балета, согласно современным регламентам, находится нулевой километр Чуйского тракта и пролегает по  территории Алтайского края, Республики Алтай  до  пограничного поселка Ташанта, практически продолжаясь до Монголии, Китая и Пакистана.

На сегодняшний день заботу о реконструкции, содержании Чуйского тракта на высоком уровне исполняет Федеральное Агентство Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) и структуры субъектов Российской Федерации.

По словам Ивана Белекова, проект «Новый век Чуйсского тракта» ставит перед собой большие долгосрочные планы, прежде всего, имиджевые - автодорога должна стать своеобразным символом региона.

«В планах проекта внимание уделяется таким местам Чуйского тракта, как село Иня, где находится  первый в мире подвесной двухцепной мост, построенный в 1936 году талантливым инженером С.А. Цаплиным, знаменитым на весь мир уникальными комплексами древнего наскального рисунка Бичикту-Кайа, Калбак-Таш, села Ак-Боом, Курай, Ташанта. Всем этим местам должна отводиться главная роль в проекте, они должны стать знаковыми. Также мы должны не забывать о северной ветви Шелкового пути в контексте развития общего Евразийского пространства, - заметил Иван Белеков.

Отметим, что по поводу дня создания дороги до сих пор не утихают споры среди историков и этнографов. 95 лет – это условная дата,  так как за точку отсчета принято считать дату Постановления советского правительства от 26 мая 1922 года, на основании которого Чуйский тракт, который раньше на большом протяжении был вьючной тропой, получил статус дороги государственного значения. С этого времени она стала первой федеральной трассой и началось активное строительство автодороги. 

Первые изображения Чуйского тракта относятся к концу 17 - началу 18 века, когда по указу Петра первого была построена Бикатунская крепость на  слиянии рек Бия и Катунь.  На тот момент существовала тропа, которая вела  к знаменитой Вихоревской переправе.

Многие историки считают, что слово «вихоревская» созвучно слову «Бухара»,  и что древняя Чуйская тропа является северным ответвлением Великого Шелкового пути. В китайских источниках трехтысячелетней давности говорится о существовании северной дороги   в края, где живут рыбы с круглым ртом на брюхе – это осетровые рыбы Алтая.

В преданиях алтайцев Чуйский тракт называется Вечной дорогой, потому что известен издревле. Как утверждают историки, на месте современной дороги долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. C древних времен ею пользовались торговцы и воины.

Сегодня трасса приобретает новое значение в связи с включением ее в состав международной азиатской сети: "Новосибирск - Бийск - Ярантай (Монголия) - Урумчи (Китай) - Исламабад - Карачи (Пакистан).

В деревне Топучая Шебалинского района Республики Алтай поставили часовню в память строителей Чуйского тракта. Там в 30-е годы располагался один из лагерей, в котором жили строители трассы. Кроме того, этот участок считается одним из сложных - сразу за Топучей начинается Семинский перевал, подъем которого тянется девять километров, а высота - свыше двух тысяч метров над уровнем моря. 

Комплексная программа «Новый век «Чуйского тракта»: 1922-2022гг.», которая была принята Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» в 2014 году, призвана содействовать повышению статуса территории и развитию туризма.

Согласно проекту вдоль дороги будут созданы новые элементы туристического кластера - культурно-массовые площадки, в том числе на базе современных объектов придорожного сервиса. Всего до 2022 года в Алтайском крае и Республике Алтай запланировано обустройство около двадцати подобных площадок, чтобы туристы, путешествуя по «Чуйскому тракту» и делая остановки на объектах дорожного сервиса, смогли знакомиться с историей дороги и расширить свои познания об Алтае.

Чуйский тракт – это не только одна из самых впечатляющих дорог мира, но одна из самых древних дорог России с богатой историей, охватившей все эпохи и проходящая по уникальной местности с богатым наследием и самобытной культурой.

 В Алтайском крае, в городе Бийске, расположен Музей «Чуйского тракта», в экспозиции которого присутствуют экспонаты, датированные второй половиной XVIII века.


Новость размещена: *



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.