Амаду Мамадаков: "... правда ли наши деды воевали, может все вымысел"

Амаду Мамадаков: "... правда ли наши деды воевали, может все вымысел"

04.12.2016

Мы уже писали о том, что состоялась премьера фильма «28 ПАНФИЛОВЦЕВ» с участием известного актера театра и кино, заслуженного артиста Республик Алтай и Тыва - Амаду Мамадакова. Амаду Васильевич талантливый режиссер, педагог, но многие его знают как актера. Он снялся в более чем пятидесяти фильмах. Его знает вся страна. Его считают своим все азиатские республики.

Амаду, расскажите о фильме «28 ПАНФИЛОВЦЕВ», в котором вы сыграли одного из воинов Великой Отечественной войны, поделитесь впечатлениями.

Фильм «28 панфиловцев» интересен тем, что он снят в основном на народные средства, на народные пожертвования. Люди голосовали за этот фильм, жертвовали деньги, помогали многие. Сначала я краем уха слышал об этом проекте, мне было интересно, потом мне позвонили, пригласили, и я снялся. Для меня было значимо принять участие в этом проекте, оставить след в нем. Больших ролей в этом фильме мало. В фильме нет сцен «пафосных» смертей, когда герой умирает несколько минут, нет сцен с кровью, которая разбрызгивается от попадающих в тело пуль, но тем не менее кинокартина хорошо показывает ужас войны. Здесь представлен бой пехотного подразделения против танковой дивизии. Мы хотели показать то, как справлялись наши деды в такой неравной битве.

В фильме использовались комбинированные съемки, это метод советских времен, когда не было компьютеров, например, делали картонные танки, самолеты. Из-за того, что компьютерная графика очень дорого стоит, на съемках «28 панфиловцев» ребята сделали из фанеры конструкторы танка, покрасили и залезли внутрь и бегали в них. А я стрелял по ним. Потом, конечно, художники дорисовали с помощью компьютерной графики. С большим трудом нашли поле для съемок, ведь вблизи больших городов везде высоковольтные ЛЭПы, кто же даст свою землю, чтобы ее копали, взрывали. Но нашелся такой человек, предоставил нам участок в ста километрах от Питера. Вырыли окопы, сидели в них день и ночь в грязи, под снегом. Я успевал съездить наездами на съемки этого фильма, между спектаклями и другими проектами.

Эксперты, посмотрев, премьеру, говорят, что фильм максимально точно отображает события того дня, тот бой, такие детали как марки танков.

Как вы относитесь к спорам о реальности этой истории, сколько их было, сколько танков, были ли они вообще?

Да, я слышал. Эти споры для меня бессмысленны, вообще не хочу об этом думать. Такие разговоры ведут люди, которые обыгрывают нашу историю. Если сегодня усомнимся в «панфиловцах», завтра в ком-то еще, а послезавтра начнем задавать себе вопрос о том, правда ли наши деды воевали, может все вымысел. Те, кто затевает такие споры, не руководствуются целью выяснить правду о панфиловцах, их цель – усомниться в более важном. Я не в одном фильме на военную тему снялся. Всегда пытаешься вжиться в роль, как актер, ты должен прочувствовать то, что испытывал солдат в бою. Представь, ты стоишь и на тебя едет танк и не только едет, на ее броне сидят штурмовики и все они стреляют в тебя, а у тебя есть винтовка, несколько бутылок с зажигательной смесью, и ты осознаешь, что врагов нельзя пускать дальше, за твоей спиной столица – сердце страны, там женщины, старики и дети. И тебе надо остановить эти танки любой ценой, а это значит ценой своей жизни. Ты с ружьем против танка, гранат не хватает, не хватает противотанковой артиллерии. Танк весит в разы больше тебя, там пушка, броня, это не сопоставимые по огневой мощи вещи. Представляешь всё это и понимаешь – то, что ты воюешь, это уже подвиг. И такой подвиг совершил каждый участник войны. И не важно, сколько их было, «панфиловцев», для меня их миллионы, все наши ветераны. Одно радовало, когда ты знаешь, что ты в кино снимаешься, а не на войне, если плохо сыграешь, то от этого никто не погибнет и враг не пойдет к Москве. А ведь если бы не они, не было бы ни Москвы, ни моей Республики Алтай. Возможно, ни меня, ни вас.

Они могли как угодно называться – «28 панфиловцев» или как-то по-другому, но факт, что они были, неоспорим. И дело не в том, что их было ровно 28, их могло быть больше, с таким названием осталась дивизия в хрониках. В этой дивизии были и киргизы, и казахи, и кавказцы. Обыватель, где бы он ни был, не будет разбираться в этих тонкостях, сколько их было, он запомнит главное, что в тот день воины этой дивизии отдали свои жизни, но танки они остановили.

Как-то ко мне в театр заходил Начын Шалык, возвращаясь домой из украинского города Ровно. Тогда он работал директором Тувинского театра. Он показал мне документы воинов, которые освобождали этот город во время Великой отечественной, их ордена, военные билеты. Он вез это все в Туву, и сказал, что только сейчас им передали эти документы, столько лет спустя. Хотя в основном это были тувинские воины, никто из жителей Ровно тогда не понимал, кто это такие. Тогда простым жителям было некогда идентифицировать их. Простой народ не запомнил, что это были именно тувинцы. Такие случаи бывают в военное время, широкие массы часто не уточняют такие подробности.

Вам наверное в детстве рассказывали о войне, что вы можете вспомнить ?

В нашей семье много говорили о войне, так как оба мои деда воевали. Cегодня я хорошо помню, как в детстве мне бабушка рассказывала о лошади, которая вернулась с фронта. Эту лошадь называли «тройка», она каким-то образом сама дошла домой в родное село. А уже после войны выяснилось, что в Тамбове распределитель лошадей 19-летний рядовой Чапыев Кипий, осматривая лошадей, привезенных для фронта, на одной из них увидел клеймо родного колхоза, на глазах у лошади стояли слезы, узнала она, наверное, знакомые черты алтайца, рядовой не выдержал и заплакал. Так за тысячи километров от дома встретились земляки – лошадь и солдат. Он отправил эту лошадь на тыловые работы. Вернувшись домой, он рассказывал об этой лошади как об одном из ярких моментов в своей военной истории. Во время войны народ Алтая поставлял на фронт не только верховых и артиллерийских лошадей, а так же и обозных. Еще бабушка рассказывала о голоде в военное время. Она мечтала поставить памятник суркам, котормыми кормился народ и выжил. Мысли о памятнике меня не покидали. Потом случайно я наткнулся в Интернете на памятник сурку в Туве. Радостно было видеть, что осуществили мечту наших бабушек и дедов. Символично то, что он стоит на границе между Тувой и Алтаем.

Амаду, мы знаем, вы очень много работы проводите в театре, как актер, и как режиссер вы поставили несколько спектаклей, поделитесь, чем для вас так притягателен театр?

Сила театра в том, что ты можешь показать все на одной сцене. Люди приходят в театр, где есть прямой контакт с актером, когда актер и зритель чувствуют друг друга, обмениваются энергетикой, заряжают друг друга. Все происходит на сцене на глазах у зрителя, спектакль идет вживую, не в записи, в этом удивительная сила театра. Каждый раз актер играет по-другому, нет предсказуемости, за это и люблю театр. Театр приобщает к искусству. Билетов сегодня на спектакль не хватает. Сейчас я играю в спектакле «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Один мой знакомый шесть раз приходил на спектакль «Пожары» в театре Калягина. Этот спектакль недаром получил лучший приз театральных критиков Москвы. Многие приходят во второй, третий раз на один и тот же спектакль, так как что-то их зацепило или не поняли до конца. Может быть, зритель ищет ответы на вечные вопросы.

С какими театрами вы сегодня сотрудничаете?

Для меня важно сотрудничать с другими театрами. Я много работаю с Тувинским, Бурятским, Якутским театрами, в этих регионах культура это дух народа. Там мощно развивается театр, теперь уже и кино. Якутский детектив «Мой убийца» вошел в список претендентов на кинопремию США «Золотой глобус». Об итогах узнаем в январе 2017 года на церемонии вручения премии. Знаю, что этот фильм был высоко оценен кинокритиками и зрителями. В прокат он вышел в начале ноября этого года. Весной выйдут фильм «Байкальские каникулы 2».

В этих республиках много театров, замечательных актеров, для меня это возможность творить, узнать другие ценности. В театре Тувы я поставил спектакль. Глава Тувы Шалбан Кара-Оолыч присвоил мне звание Заслуженного артиста Тувы. Но это звание мне дали за роль бойца афганской войны в фильме «9 рота». Мне было как-то неловко получать ее, так как я не выходец из Тувы. И к тому времени у меня было немного проектов в тувинском театре. Я до сих пор отрабатываю это звание, например, помогаю студентам этой республики.

Мне нравится, что в Туве бережно относятся к культуре своего народа, что народ хранит традиции, может быть, поэтому там много выдающихся борцов куреш, как Маадыр Монгуш, Алдын-Оол Куулар. Всё это подпитывает мощный национальный дух народа.

Мы с тувинскими артистами, музыкантами всегда стараемся поддержать друг друга. Для роли алтайца мне директор музея из Тувы прислал национальные реквизиты, как пиала, нож, пояс. Музыканты группы «Хун-Хурту» тоже мне помогали с атрибутами. У наших народов много общего – культура, история. Мне хочется, чтобы наши народы больше дружили, больше общались. Хотя и живем рядом, но мало ездим друг к другу. Я даже обращался к министру транспорта Тувы, чтобы отремонтировали прямую дорогу между Алтаем и Тувой.

А какие роли вам хотелось бы еще сыграть?

Мне уже хочется больше ставить, чем играть. Мечты сыграть определенную роль, например Гамлета или кого-то еще, у меня сегодня нет. Если зовут, то я иду и снимаюсь. Мне нравится заниматься постановкой спектакля. Каждый актер – индивидуальность, талант. Актеров надо любить, без любви не получится спектакля. Если человеку нравится, он работает, только так можно работать с людьми во всех сферах, в любой профессии.

Где вы были на гастролях в этом году и куда поедете в ближайшее время?

В этом году ездили в Грузию на десять дней, возили туда несколько спектаклей. Грузия – теплая, волшебная страна, я люблю грузинскую кухню, у нас главный режиссер театра «Et Сetera» Роберт Стуруа из Грузии, и соседи у меня тоже из Грузии. Народ там очень гостеприимный, мне там очень нравится.

Весной ездили в Колумбию на 15-й Иберо-американский фестиваль театрального искусства. На сцене театра в городе Богота мы играли спектакль «Борис Годунов». Колумбийские зрители восторженно принимали каждый наш спектакль, подолгу стоя аплодируя нам. Пять дней подряд мы играли с полным аншлагом. В театре для нас были созданы прекрасные условия. Каждый вечер мы готовились к встрече с колумбийским зрителем, а днем прогуливались по прекрасным улицам и площадям города Богота. Там горы такие же, как на Алтае, климат похож, только зима теплая, без снега. Народ тоже очень дружелюбный. Мы посетили завод по производству кофе. Там изумительный кофе, настоящий колумбийский. Нас пригласили в посольство России в Боготе и поздравили с успешными гастролями.

В ближайшее время я планирую принять участие в кинофестивале в Бурятии, который начинается 14 декабря. Буду проводить там актерские мастер-классы для всех желающих.

Вы скучаете по алтайской кухне?

Это да, мясо в Алтайских горах самое вкусное, но здесь его, к сожалению, не продают. Если попадается, то покупаю только привезенное из Калмыкии, есть одно место где организовано привозят.

Амаду, чем вы увлекаетесь в свободное время?

В последнее время меня интересует теория «альтернативных историй». Группа ученых изучают необъяснимые археологические артефакты, исчезнувшие цивилизации. Например, это огромные четко распиленные каменные блоки, каменные кладки допотопного периода, как стоунхендж. Совершенно невозможно представить с помощью каких технологий они были обработаны, как воздвигались, и почему потом эти уникальные навыки древних людей бесследно исчезли. Не меньшую загадку представляет гигантская каменная голова в Сергиевском парке Петергофа. Она официально никак не зарегистрирована, о ней еще Пушкин упоминал в поэме «Руслан и Людмила». А также гранитная царь ванна в городе Пушкин. Какой мощности орудие должно быть, чтобы перемещать такое. Хочу как-нибудь посетить места с каменными плитами на Алтае, кажется в Чемальском районе. Конечно, все это находится на стадии изучения только, пока не доказано. Ничему нельзя слепо верить, беспрекословно принимать все, о чем говорят, надо всегда сомневаться, думать самим.

На какое обычно время у вас приходится отпуск? 

У меня в этой профессии нет отпуска, отпуск я называю безработицей.

Сколько времени вам удается побыть на Алтае?

Максимум на две недели в год, обычно летом приезжаю. В этом году я туда ездил с благотворительной акцией «Детский Киномай», короткая получилась поездка. 

Уже пройдя долгий путь актерского становления, что вы скажете об этой профессии теперь?

В этой профессии если даже и ошибешься, то никого не загубишь, никого не убьешь. В этом смысле, это хорошая профессия, гуманная (смеется)...

Где вы черпаете вдохновение, где берете силы для такой интенсивной работы?

Благодаря своей работе я встречаюсь с людьми разных профессий, взглядов. Люди меня вдохновляют, я постоянно учусь в общении с ними. С сентября я начал курсы актерского мастерства для всех желающих в театре «Посткриптум». Приходят взрослые люди несвязанные с творческими профессиями. Они понимают, что как-то зажаты, может быть, в психологическом плане, либо чего-то не хватает в эмоциональных проявлениях, причины у всех разные. Работая с ними, я понимаю, какие это интересные люди, меня поражает их талант. Когда они осознают, что независимы в плане того, что им не надо заниматься этим профессионально они играют непринужденно, раскрывают свои способности. Мне безумно интересно помогать им, вместе с ними радоваться их успехам, тому, что они открывают в себе внутреннюю свободу. Когда ты видишь, как за месяц у человека расширяются внутренние границы, он избавляется от ограничений, комплексов, как он превращаются в другого человека. Мне становится тоже легко от того, что они дышат свободно. Актерские навыки, как средство выразительности, нужны в общении с людьми. Суть моего преподавания я вижу в этом.

Как вы успеваете участвовать в таком большом количестве съемок в кино, да еще параллельно в спектаклях играть?

В кино конкретных ролей для меня не пишут. Часто роль обозначается как «азиат», потом я дописываю эту роль для себя. Я понимаю, что у режиссера обычно нет времени обдумывать мою роль, ему проще сказать мне, чтобы я сам быстро сделал эту роль, тогда я прорабатываю ее, чтобы было интересно и запомнилась. Даже небольшую роль надо преподнести так, чтобы запечатлить ее в памяти зрителя. В этом мне помогает режиссерское образование. Это не представляет сложности для меня, наоборот это увлекательная работа. Когда мне предложили роль кавказца в фильме «Защита свидетелей», я сказал, что из меня кавказец не получится, надо переписывать роль под тувинца, так появился образ Арат Мангуш.

Что касается театра, у меня нет ограничений на роль, у меня совершенно разноплановые роли. Есть и главные, и эпизодические роли, включая проповедника, ливанца. В одном из спектаклей я играю в паре с Калягиным.

Как жаль, что у нас нет возможности посмотреть вашу игру в театре.

Приглашаю, приезжайте в Москву! Многие в командировках из Алтая, Тувы, Бурятии пишут мне сами или через Постпредство республики, что хотели бы попасть на мой спектакль. Я им часто оставляю билеты по льготной цене, на кассе все уже знают, что все азиаты ко мне ходят, так и спрашивают «опять аул придет, на сколько человек надо билетов?». Так что, будете в Москве приходите в театр Калягина.

Пишите, звоните, общайтесь, всегда рад увидеть земляков.

 

Специально для сайта altai-mountains.ru интервью брала Кӱнкајы Мадышева 


Новость размещена: WWW.АЛТАЙСКИЕ-ГОРЫ.РФ
 

Амаду Мамадаков

9_rota_079.jpg
9_rota_082.jpg
mamadakov2.jpg
mamadakov4.jpg
mamadakov5.jpg
mamadakov7.jpg
mamadvov6.jpg
9_rota_006.jpg
9_rota_024.jpg
9_rota_034.jpg
9_rota_072.jpg
9_rota_073.jpg
9_rota_074.jpg
9_rota_078.jpg
40.jpg
57.jpg
212.jpg
848.jpg
6868c84db5cd9e1dada7e6d143893619.jpg
39980.jpg
44919_900.jpg
311515.jpg
403974.jpg
589213.jpg
5477794.jpg
11429164.jpg
hqdefault_1_.jpg
hqdefault.jpg
image1.jpg
nlr2ydbfdra.jpg
pv_444161.jpg
_bio_u9nkz5y.jpg
1444485266_amadu2.jpg
 



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.