«Я – российский государственник», - Иван Белеков

«Я – российский государственник», - Иван Белеков

01.09.2016

Появление спикера республиканского парламента Ивана Белекова в региональном партийном списке «Единой России» под № 3 для многих явилось полной неожиданностью. Какой была реакция на эту новость в местных коридорах власти? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с кандидатом в депутаты Госдумы России, лидером регионального отделения «ЕР», третий созыв подряд возглавляющим депутатский корпус Республики Алтай:

— Скрывать не буду, такое решение центрального руководства партии было для меня в такой же степени неожиданным, учитывая кадровый состав региональных отделений «партии власти» в Барнауле, Кемерове, Томске. Я благодарен всем, кто поздравил меня с этим безусловно высоким достижением, которое свидетельствует о том, что политический вес и авторитет нашего региона заметно возросли в последние годы.

Мне было важно встретить поддержку и понимание со стороны губернатора Алтайского края Александра Карлина. Вскоре после съезда в личной беседе Александр Богданович сказал, что у краевой администрации претензий ко мне нет. А до этого была крайне важная для меня встреча с Аманом Тулеевым, с которым в последние годы сложились доверительные отношения, и он сказал, что нашей республике предоставлен сейчас уникальный шанс получить двойное представительство в Думе и выразил надежду, что наши избиратели не ошибутся в своем выборе.

И, конечно же, мне важны поддержка и понимание со стороны главы республики А.Бердникова. Что бы ни говорили наши противники и оппоненты, но уровень взаимодействия двух ветвей власти у нас в республике остаётся на редкость плодотворным. Все понимают, что противостояние и конфронтация были бы только во вред делу.

Мне довелось в разные годы работать с В.Чаптыновым и В.Петровым, С.Зубакиным, в дальнейшем я оказался в команде М.Лапшина, а сейчас я работаю в тесном контакте с губернатором А.Бердниковым. И вот что поразительно: одни и те же люди, которые могли хаять работу В.Чаптынова и В.Петрова, теперь превозносят их, чтобы преуменьшить заслуги нынешнего правительства. Ругали предыдущее правительство М.Лапшина — а теперь они же превозносят его работу, чтобы принизить нынешние достижения. Как всё это назвать? Это хуже, чем хамелеонство, я считаю.

— Иван Итулович, а всё-таки зачем Вам думский мандат? Почему Вы решили поехать в Москву?

— Странный вопрос… Я никогда и не покидал Москву, вот в чем штука! Будучи выпускником московского вуза, я всегда поддерживал связи со всеми друзьями студенческой поры, я знаком со многими знаменитыми людьми, и могу сказать, что долгие годы после студенчества никогда «не выпадал» из столичной жизни. В разные годы я работал в Москве по Семипалатинской программе, над открытием классического университета и колледжа культуры у нас в Горно-Алтайске, над реконструкцией Национального театра РА, возведением памятника Чорос-Гуркину, не говоря о подготовке Дней культуры нашей республики в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже…

Опыт моей работы за четверть века убедил в том, что нужно закрепить на законодательном уровне всё, что приходилось решать «в рабочем порядке». У нас в Госсобрании накоплен хороший опыт законотворчества в области экологии, культуры, социальной защиты, земельных отношений.

Я вижу, что скорейшего принятия требует Закон о горных территориях, в разработке которого мы тоже участвовали, или Закон об отгонном животноводстве. А сейчас в рамках предложенной президентом В.Путиным концепции развития «зеленой экономики» мы должны законодательно закрепить новую ценовую политику в отношении экологически чистых продуктов питания. Не может стоить одинаково мясо, произведенное у нас в Чуйской степи, и та продукция, которую нам предлагают, скажем, из Омска.

Укрепление имиджа нашей республики через ЮНЕСКО, другие неправительственные организации — тоже часть моей работы на федеральном уровне, и в Москве у меня всегда есть с кем обсуждать проблемы глобального уровня, которые напрямую касаются и нас, живущих в небольшой республике.

— Если говорить о Вашем депутатском стаже, то насколько он продолжителен по времени?

— Впервые я избирался в региональный парламент в 1991 году, в то время это был Верховный Совет республики, и с тех пор с небольшими перерывами, вызванными переходами в исполнительную власть, я нахожусь на парламентской работе. Продолжая тему укрепления имиджа нашей республики, хотел бы обратить внимание вот на какой важный момент. В череде нынешних юбилеев мы как-то упустили из вида, что только благодаря пассионарному духу русского народа нам, алтайцам, выпало стать носителями одной из важнейших идей для укрепления всей российской государственности.

Мы могли исчезнуть как народ в середине XVIII века — но благодаря России нам суждено было выжить, и сейчас нашу землю заслуженно называют духовным центром Евразии, прародиной тюркской цивилизации. Мы воспитаны в традициях русской культуры, основанной на европейских ценностях, на культуре Древней Греции и Древнего Рима, и в этом плане я вижу свою будущую работу в российском парламенте как естественное продолжение всего, чем занимался в предыдущие годы. В первую очередь, мне интересно развивать идеи евразийства, межкультурного диалога разных стран и территорий.

— Вы имеете в виду предстоящую работу в Совете Европы?

— Европа для нас, живущих в Азии, как-то очень естественно открывается через Россию. Мы до конца не осознаём, каким богатством обладаем, когда речь идёт о многонациональной российской культуре. У нас сохранились богатейшие национальные особенности, которые никак не подогнать при всём желании под общие «европейские мерки», сформированные в последние 300-400 лет. И когда наш президент говорит о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока, мы понимаем, что это — реальный вектор дальнейшего исторического развития.

Только благодаря России и ее государствообразующему народу мы остаёмся, пожалуй, самым свободным народом в нашей стране. Где, кроме Республики Алтай, человек может свободно выбрать себе любое вероисповедание? Алтайцы остаются по-настоящему свободными, и наш опыт будет поучителен для многих, кто хотел бы и дальше говорить о России как о «тюрьме народов».

Да, в советское время было много хорошего для становления алтайского народа. Но мы не вправе забывать о том, что было ценным и положительным для нас с момента добровольного вхождения в состав Российского государства. Мы знаем имя Чорос-Гуркина, но не будем забывать, что рядом с ним всегда был Аргымай — человек высокой культуры и духовности.

— Иван Итулович, допустим, Вам дали слово для выступления на Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. О чем Вы стали бы говорить?

— Действительно, в планах федерального руководства — моя работа в этом Конгрессе с 2016 по 2020 годы. Опыт моей государственной и партийной работы повлиял, по всей видимости, на принятие такого решения. Россия сильна опытом государственности всех народов, входящих в ее состав. С другой стороны, у нас в республике хорошо известны демократические традиции Новгорода, Пскова, Твери, Смоленска. Европа сама уже мало верит в «монголо-татарское иго», зная о том, что Александр Невский в союзе с Золотой Ордой защищал Православие от нашествия крестоносцев. Мы знаем о том, как развивались земства в дореволюционной России. А взять реформы Сперанского для российских инородцев… Вот где опыт становления нашей государственности в тот период, когда в Новом Свете процветала работорговля…

Ещё летом 1994-го мое интервью в «Звезде Алтая» вышло под заголовком «Я – российский государственник», и сегодня я с гордостью повторяю эти же слова. Мне есть о чем сказать парламентариям Европы. И это тем более важно сейчас, в период обострения наших отношений с европейскими странами. Они не могут смириться с тем, что после унижений и национального позора в лихие 90-е годы наша страна снова стала мировой державой. Но им придётся признать, что у России всегда были и всегда будут свои собственные национальные интересы. Никому не удастся вычеркнуть нас из современной международной политики, как ни хотелось бы этого «клеветникам России», о которых блестяще высказался около двухсот лет назад великий Пушкин.

Я внимательно изучал Европейскую хартию о местном самоуправлении, и, как мне кажется, в ней нужно сказать о приграничных территориях. У нас в России — самые протяженные границы, и вдоль них располагаются муниципальные образования. С кем только мы ни граничим… И даже на опыте нашей республики мы видим, что пришло время для разработки и принятия Закона о приграничных муниципальных образованиях.

Многих острых проблем новейшего времени, в том числе на Балканах, можно было бы избежать, если бы действовал такой Закон. Наша республика граничит с тремя государствами. Во многих случаях родственники живут по обе стороны границы: казахи в Кош-Агачском районе, в Баян-Ульгийском аймаке и в ВКО — а с другой стороны старообрядцы в Уймонской долине и в долине Бухтармы, которая стала теперь заграницей. Как учесть все эти особенности в других регионах, граничащих с прибалтийскими государствами, с Украиной, Грузией, Казахстаном, Монголией, Китаем? Уверен, что работы впереди предстоит очень много, и я к ней готов.

Подробнее на altai-rep.er.ru/


Новость размещена: WWW.АЛТАЙСКИЕ-ГОРЫ.РФ



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.