История российского парламентаризма

История российского парламентаризма

01.09.2016

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного  представительстваОтдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник. 

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы. 

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил. 

Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа. 

В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления.

После расстрела 9 января 1905 года (шествие рабочих к царю) правительство 6 августа 1905 г. опубликовало  разработанное министром внутренних дел А.Г.Булыгиным (царь Николай II сообщил о своём согласии привлечь «достойнейших людей» к участию в «предварительной разработке законодательных предложений») положения о Государственной думе и о выборах в неё. Но этот парламент власти мыслили создать Государственную думу как законосовещательное учреждение способное предварительно обсуждать, но не утверждать. К выборам в Думу допускались только помещики, зажиточные горожане и имущие крестьяне. Перечень вопросов был ограничен, а принятое решение на Думе должно было направляться для дальнейшего рассмотрения в Государственный совет, члены которого назначались императором из числа видных сановников. Эту законосовещательную Думу всероссийская октябрьская политическая забастовка смела, а 17 октября 1905 года Николай II подписал подготовленный С.Ю.Витте Манифест предлагавший создать законодательную Думу, расширение избирательных прав (не говорилось о судьбе самодержавия, принципах взаимоотношений императора и Думы, полномочиях Думы). Выборное право: один голос дворянина приравнивался к трём голосам мещан, 15 крестьян и 45 рабочих.      

 «Выборы в I Государственную думу в Российской империи проходили в феврале-марте 1906 года.  В общей сложности в первую думу было избрано 478 депутатов. По политической принадлежности они распределялись следующим образом: кадетов-176, октябристов-16, беспартийных-105, крестьян-трудовиков-97, социал-демократов (меньшевиков) -18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его открытие подробно описывали все газеты, но Дума проработала 72 дня и 9 июля 1906 года распущена (так как правительство болезненно реагировало на решение аграрного вопроса: передаче, наделе крестьян землей) и объявила новые выборы»

Открытие II Государственной думы состоялось 20 февраля 1907 года - избрано 518 депутатов. В центре внимания Думы по-прежнему был аграрный вопрос.

Деятельность III Государственной думы связана с именем председателя Совета Министров П.А.Столыпина. «Именно он создал такой механизм выборов благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество голосов, и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во  благо всего общества.  Сокращалось общее число депутатов Думы с 524 до 442 Правые (черносотенцы) получили 144 депутатских места,  центр (октябристы) - 148, левые (кадеты, социал-демократы, трудовики, националисты) - 150. Так в III Государственной думе сложился своеобразный механизм, позволявший правительству П.А.Столыпину проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми. За пять лет своего существования Дума рассмотрела 2572 и утвердила 2197 среди принятых   законопроектов: закон о частной собственности крестьян на землю, о страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни, о введении местного самоуправления. 

IV Государственная дума и последняя из Государственных дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 года по 25 февраля 1917 года. Избиралась по тому же избирательному закону. Со вступлением России в первую мировую войну оппозиционные настроения в Думе несколько поутихли. Все партии, кроме большевиков, поддержали правительство. … 3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну её распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года. 16 декабря 1916 года вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II.  25 февраля 1917 года опять была распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства  при котором она, фактически работала в форме «частных совещаний».  6 октября 1917 года Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание (ноябрь 1917).  5 января 1918 года Декретом ВЦИК  при одобрении III Всероссийским съездом Советов был распущен. Роспуск Учредительного собрания стал одновременно решающим шагом в становлении           государственного  аппарата   советской   власти» …   

… «Накануне XXI века… Распад СССР… С рождением нового государства – Российской Федерации происходит становление новой, демократической политической системы (Б.Н.Ельцин). Октябрьский кризис 1993 года разрушил систему Советов и советской власти. 9 октября 1993 года Б.Н.Ельцин подписал Указ «О реформе представительных органов самоуправления в РФ», прекращавший деятельность всех районных, городских, поселковых и сельских Советов, полномочия которых передавались главам местных администраций. Одержав военную победу (Белого дома), президент (избран на IV Съезде народных депутатов РСФСР Законом о Президенте) издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина – по спискам политических партий и объединений, в последующем произошли изменения. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания – постоянно действующего законодательного органа РФ (Конституция РФ России 12 декабря 1993).  В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли законодательные собрания республик, краев, областей. Это самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их – тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.       

С приходом к власти второго Президента РФ  В.В.Путина также были приняты меры по укреплению российской государственности».

В начале 90-х в политической жизни в России все более отчетливо проявлялся кризис власти. Отсутствовала стратегия развития экономики, политики, отсутствовала внятная идея государственноси. Во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной ветвями, между парламентом и правительством на федеральном и местном уровне наблюдалось противостояние. Это не приносило пользу в общественно-политическую, экономическую ситуацию в стране. Было, что законы на местах противоречили федеральному закону…. В новогоднем поздравлении 31 декабря 1999 о своём досрочном уходе в отставку объявил первый президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин. Временно исполнять президентские обязанности он назначил В.В.Путина, главу правительства…Через три месяца на выборах 26 марта 2000 В.В.Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Смена руководства на рубеже 1999-2000 годов, стала своеобразным рубежом в её общественно-политическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на объединение общества, укрепление его стабильности на подъём экономики и повышение роли России на международной арене.

Особое внимание в области внутренней политики было направленно на укрепление основ российской государственности. В 2000 году для совершенствования механизма управления страной были созданы 7 федеральных округов: 

1. Северо-Западный округ с центром город  Санкт-Петербург, 

2. Центральный округ центр Москва, 

3. Южный округ центр Ростов-на-Дону, 

4. Северо-Кавказский округ центр Пятигорск – создан только в 2009 году,

5. Приволжский округ центр Нижний Новгород, 

6. Уральский округ центр Екатеринбург, 

7. Сибирский округ центр Новосибирск и 

8. Дальневосточный округ центр Хабаровск.  

В 2014 году на переходный период создан Крымский федеральный округ, хотя не соответствовал принципам государственного строительства России, т.к. задачи этой территории на тот момент были очень специфичными, в связи отделением от Украины, а  в конце июля этого года (2016) В.В. Путин объединил с Южным федеральным округом. Это включение, безусловно, является  совершенствованием административной системы, оперативностью решений, эффективностью управления регионом.   Во главе округов стоят полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе Российской Конституции. Также в конце июля произошли масштабные кадровые перестановки полномочных представителей в федеральных округах Сибирском, Северо-Западном и  Северо-Кавказском, и перестановки кадров в нескольких федеральных ведомствах и в ряде российских регионов.  

В первом десятилетии XXI века  возникла необходимость реорганизации Совета Федерации – верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначенные  лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного совета при Президенте. Осенью 2004 года была проведена ещё одна реформа в системе государственной власти – переход от народного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России.

Принятый в 2001 году Закон «О политических партиях» должна была способствовать развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийной системы, появившейся при первом президенте Б.Н.Ельцине после упразднения им однопартийной системы в частности Коммунистической партии (КПСС). Новый  закон определяет, что политическая партия как общественное объединение, создаётся в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством выражения воли, участия в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В последующих перерегистрациях некоторые из них прекратили своё существование, но и создавались новые политические объединения. Самой внушительной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате объединения общественно-политических движений «Единство» и «Отечество – вся Россия». Именно «Единая Россия» стала и есть главная опора в социально- экономических  преобразованиях в России. Таких как демографическая программа с поддержкой «Материнского капитала», и, из неё же вытекающие проекты как строительство детских садов; в народном образовании – бесплатное обеспечение учебниками и  конечно поэтапное строительство школ,  здоровье граждан – возвращение к сдаче норм ГТО. Стабильное хотя небольшое, но постоянное повышение пенсий, зарплат работников бюджетной сферы, увеличение финансирования образования, здравоохранения и науки. Анализируя пройденный период можно привести много примеров о преобразованиях в социально-экономической сфере и культурной.   

К концу первого десятилетия  XXI века были проведены несколько административных реформ для улучшения эффективности управления государством. 8 декабря в Государственную думу поступил проект Закона «Об Общественной палате РФ» с целью расширения сотрудничества между государственными структурами и общественными организациями - посредник в диалоге между властью и обществом. Палата получила право проведения экспертизы законодательных проектов, обсуждаемых в Госдуме. Проводилась большая работа по улучшению местного управления и укреплению экономических позиций отдельных субъектов Федерации. Несмотря на противоречивость внутриполитического курса В.Путина, ему доверяет большинство населения страны. 

Принципиальные изменения были внесены в законодательство о выборах в Государственную Думу ФС РФ. В соответствии с ними отменялись выборы по одномандатным округам, и вводилось избрание депутатов по партийным спискам с 2003 года. Запрещалось создание предвыборных объединений и блоков для прохождения в Думу, а порог проходимости для партий повысился с 5% до 7%. Анализируя состав депутатского корпуса V созыва Госдумы, проявились  некоторые негативные последствия изменений законодательства о выборах.  «Политическое доминирование» в высшем органе власти одной партии означало, что в нём не были представлены интересы почти четверти российского населения и наличие в Думе эффективной оппозиции. Учитывая эти моменты, Президент встречается с лидерами оппозиционных партий, продолжает выезды в регионы и предприятия и ежегодные прямые телевизионные эфиры в течение 15 лет т.д., В этом году выборы пройдут по смешанной системе - возвращение к выборам по одномандатным округам до 2003 и партийным спискам с 2003. Государственная Дума седьмого созыва (2016) будет состоять из депутатов избранных по партийным спискам-225, а другая  по одномандатным округам-225.

Преобразования в административной сфере позволили более чётко разграничить круг деятельности первых лиц государства и федеральных органов власти. Президент (Глава государства и Верховный главнокомандующий) определял направления внутренней и внешней политики, имел права роспуска Думы и отставки правительства. По его представлению избирались кандидаты на важнейшие государственные должности – Генпрокурора, Председателя Центробанка и другие. Административные реформы, преобразования в сфере управления в центре и на местах создали необходимые условия для укрепления российской государственности.

В декабре 1999 года накануне нового тысячелетия состоялись очередные выборы в Государственную Думу III созыва. Избирательная кампания  вызвала значительный подъём социальной активности населения. В которой принимали участие многие известные по прежним выборам объединения и партии:  «Наш дом – Россия»,  «КПРФ», «ЛДПР» и «Яблоко». Появились новые политические движения: «Отечество – вся Россия» лидеры – Е.М.Примаков, Ю.М.Лужков, «Союз правых сил» лидеры – С.В.Кириенко, Б.Е.Немцев, И.М.Хакамада и поддерживающее правительство объединение «Единство», которое возглавил  обладающий большим авторитетом, будучи тогда министром по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидировали партии «Единство» и КПРФ.

7 декабря 2003 года состоялись выборы в Госдуму РФ  IV созыва. В Государственную Думу были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350) и депутаты КПРФ, ЛДПР, «Родина». Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. 

В декабре 2007 года проходили выборы в Госдуму V созыва. Партийный состав избранных депутатов был следующим: «Единая Россия» - 315, КПРФ – 57, ЛДПР – 40, «Справедливая Россия» - 38, всего 450 депутатов.

4 декабря 2011 года в Российской Федерации вновь состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ VI созыва. Кандидаты в депутаты от семи политических партий: «Единая Россия», КПРФ. ЛДПР, «Патриоты России». «Правое дело», «Справедливая Россия», «Яблоко» из семи зарегистрированных партий только четыре преодолели 7%  барьер. 

18 сентября 2016 года пройдут очередные ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФС РФ 7 созыва. 110 лет прошло с открытия Государственной думы (1906) при царизме в Российской империи (Николай II). 

Необходимо рационально выбрать претендента на власть, власть законодательную.  Не  оставайтесь в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров.  Избирателю следует выяснить, обладает ли кандидат компетентностью регионального и федерального уровня, порядочностью,  готовностью брать на себя ответственность, а также выяснить, как проявила себя его партийная группа на местном и федеральном уровне.  Хороший показатель это практические результаты, которых достиг кандидат на занимаемых  должностях в социально-экономической и культурной сферах, в своем регионе. При той сложности и ответственности выбора достойного кандидата в депутаты, который будет представлять, отстаивать и защищать наши интересы, хочу поздравить всех с предстоящими выборами в Госдуму. А политическим партиям, прошедшим в Думу занимать конструктивную оппозицию в деятельности Государственной думы. Активное участие каждого в выборах, а также правильный осознанный выбор это достойное будущее нашей страны-России. 

Вера Таурдинова по материалам: «Справочник. Ежегодник. 2012. Государственная Дума Федерального собрания РФ». Ежегодное политическое издание; «История России». 2009. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.

Фото "Император Николай II выступает с Манифестом о создании Государственной Думы"


Новость размещена: WWW.АЛТАЙСКИЕ-ГОРЫ.РФ



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.