Будет ли развиваться автоспорт и автотуризм в России?

Будет ли развиваться автоспорт и автотуризм в России?

04.07.2016

Рынок по продажам специального оборудования для внедорожников ушёл в минус. Причиной такой ситуации стали сложности при оформлении документации на переоборудование машин. На интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» начат сбор подписей в пользу упрощения правил регистрации переоборудования внедорожной техники.

«Из-за бюрократических проволочек развитие автотуризма и автоспорта в нашей стране под угрозой. Сложности процедур переоформления негативно влияют на развитие автотехнических видов спорта, автоинженерного дела, а также на развитие малых предприятий, производящих автомобильные компоненты», – утверждают люди, подписавшие петицию. В подтверждение своих они перечислили ряд процедур, являющихся чересчур усложнёнными:

«- Технадзор без оснований отказывает в регистрации уже переоборудованных автомобилей (хотя это одобрено в НАМИ);

- довольно запутанная процедура оформления при внесении изменений. Сначала требуется обращаться в НАМИ, затем в Технадзор, а после проведения переоборудования снова посетить обе организации;

- требование предоставить автотранспорт на осмотр до переоборудования и только затем вносить изменения. Хотя разумнее было бы осматривать уже переоборудованный автомобиль;

- довольно высокая цена за регистрацию, что делает занятия автоспортом и автотуризмом чересчур дорогостоящими и сложными;

- монтаж даже простейшего оборудования должен проходить лишь в сертифицированных технических автоцентрах».

Как сказал глава Центра технической экспертизы НАМИ А.Васильев, цена лишь за переоформление документации составила 9-11 тыс. рублей, при этом не учитывается стоимость работ в автосервисе.

В тоже время, в пресс-службе ГИБДД рассказали, что усиливать контроль или создавать специальные рейды они не собираются, но в Москве, за последние 5 месяцев, по постановлению №1090, была прекращена регистрация свыше 600 автомобилей с незаконным изменением конструкций.

Откуда уши растут?

С вступлением в силу технического регламента Таможенного Союза существенно изменились правила дорожного движения в РФ. Самой дискуссионной темой является вопрос о запрете силовых бамперов. Для разрешения этого спора необходимо обратиться к тексту первоисточника.

Законодательный запрет

Пункт 2 раздел 6 Технического Регламента определяет, что на транспортные средства массой менее 3.5 тонн запрещена установка металлических, стальных или иных по аналогичным свойствам конструкций, которые выступают относительно линии бампера. В этом же документе есть поправка, смысл которой состоит в том, что данный запрет не относится к ТС с металлическими конструкциями, выступающими за линию бампера, если они были установлены заводом. Это же касается автолюбителей, которые самостоятельно устанавливают защитные решетки на фары, номерной знак или бампер.

Законность силовых бамперов

Первое, что необходимо отметить – запрещены металлические конструкции, выступающие за линию бампера и не санкционированные заводом изготовителем.

Если рассмотреть 3 типовые ситуации, то станет ясен смысл того, запрещены ли силовые бамперы или нет. Первая ситуация – силовой бампер идет в штатной комплектации автомобиля. К таким автовладельцам вопросов со стороны инспекторов ДПС возникать не должно. Узаконивать силовые бамперы на таких авто нет смысла, т.к. они считаются конструктивным элементом автомобиля.

Вторая ситуация – владелец авто самостоятельно желает установить силовой бампер. В этом случае необходима процедура регистрации изменений, внесенных в транспортное средство. Новые данные вносятся в ПТС, что подтверждается отметкой ГИБДД. Есть одна особенность – водитель не имеет права устанавливать бампер, если он не был первоначально одобрен ГИБДД. Это говорит о том, что перед его монтажом необходимо собрать пакет документов и направить его в территориальный орган ГИБДД. Предоставляется сертификат качества силового бампера, в котором указывается возможности его установки на конкретное транспортное средство.

Третья ситуация – собственник установил и благополучно эксплуатировал ТС с силовым бампером до того, как технический регламент вступил в силу на территории РФ (т.е. до 1 января 2015 года). В этом случае также необходима регистрация изменений. В случае, если при остановке ТС сотрудниками ДПС будут выявлены нарушения, связанные с отсутствием нужной отметки в ПТС, то владельца авто ждет штраф. Особенность этой ситуации состоит в том, что ГИБДД может отказать во внесении изменений в ПТС, т.к. в большинстве случаев такие силовые бамперы не имеют сертификатов качества и соответствия конкретной марки ТС. Львиная доля таких бамперов изготовлена в домашних условиях и без соблюдения правил безопасности. Это касается, например, невыполнения требования, согласно которому отдельные элементы силового бампера должны быть закруглены в сторону автомобиля.

Практика по аннулированию свидетельств о праве собственности на ТС

Активная деятельность ГИБДД в области аннулирования регистрации транспортного средства в связи с установкой конструктивных элементов, не предусмотренных заводом-изготовителем, вызвала массу вопросов о правомерности их действий. Необходимо сразу отметить, что право аннулировать регистрацию ТС у ГИБДД действительно существует. Оно содержится в пункте 51 приказа МВД «О регистрации транспортных средств». Смысл данной нормы водится к тому, что органы ГИБДД имеют возможность прекратить или аннулировать регистрацию ТС в случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения, связанные с внесением изменений в конструкцию автомобиля, не зарегистрированные в законном порядке.

Однако существует обширная судебная практика, связанная с признанием такой аннуляции незаконной. Например, решением Псковского Арбитражного суда по делу №А52-3077/2013 были восстановлены права юридического лица, в отношении которого была инициирована процедура аннуляции регистрации. Схожая ситуация была рассмотрена Псковским Арбитражным судом по отношению к индивидуальному предпринимателю в деле №А52-3396/2013, который требовал восстановления своего права в связи с незаконными действиями органов ГИБДД в части аннулирования регистрации ТС.

Подход судов в этом вопросе сводился к следующим тезисам:

1) У органов ГИБДД отсутствовали законные основания для аннулирования регистрации.
2) Органы ГИБДД требовали предоставления документов, которые не предусмотрены законом и на этом основании отменяли регистрацию.
3) Государственная инспекция дорожного движения не правильно толковала условия, которые стали причиной внесения изменений в конструкцию ТС.

Итог

Силовой бампер, если он не был предусмотрен конструктивными особенностями автомобиля на момент его продажи, может быть узаконен при соблюдении ряда требований. Они вытекают из необходимости обеспечения безопасности участников дорожного движения и связаны с предоставлением в территориальный орган ГИБДД сертификатов качества силовых конструкций. Не запрещена эксплуатация ТС, которое имеет металлическую, пластиковую или иную защиту фар, номерного знака и при условии, что указанные элементы не выступают за плоскость бампера. Если отметки о внесении конструктивных изменений нет, то на владельца может быть наложен административный штраф в размере 500 рублей.


Новость размещена: *



 

Комментарии (2)

TOSTER13:52 05.07.2016# 
Есть бампера с сертификатами (беда только в том, что они низкого качества и стоят, как сбитый Боинг). В данном случае продукция производится индивидуально под каждую машину, а сертификат на единичное изделие - это нонсенс по определению. Техническую экспертизу бампера проходят без вопросов, всем требованиям безопасности они удовлетворяют, беда как раз в том что ПТИА-НАМИ уперлись рогом в ТР ТС 018/2011, где написано про сертификат, и ничего не написано про отказные письма, и просто отказываются в заключении указывать наличие такого отказного письма. Вот и непонятно теперь, что с ними делать. Написать наличие сертификата они не могут, написать про отказное письмо не хотят, предлагают написать, что бампер б/у (тогда сертификат не нужен), но как уже подсказали знающие люди, в таком случае очень велик шанс отказа в ГАИ, т.к. нет доказательств, что этот бампер конкретно для этой модели автомобиля. Нашел фирму "Автоуслуги", те готовы написать практически что угодно, но опять же народ на форумах говорит, что на письма из этой конторы гаишникам вообще плевать. Сами гаишники вообще не в курсе, что бывает процедура регистрации силовых бамперов, только пучат глаза и повторяют "кенгурин нельзя". В общем, мутно и непонятно все. И хочется сделать по закону, и хрен поймешь, как.
TOSTER23:40 05.07.2016# 
В чем логикп, если данный запрет не относится к ТС с металлическими конструкциями, выступающими за линию бампера, если они были установлены заводом? Самодельная труба опасна, а точно такая же но установленная на заводе уже нет? Хорошая кормушка и все!