Иван Белеков принимает участие в первом международном конкурсе «Хоомей в центре Азии»

Иван Белеков принимает участие в первом международном конкурсе «Хоомей в центре Азии»

11.08.2015

В понедельник, 10 августа, в Кызыле открылся первый международный конкурс «Хоомей в центре Азии», который собрал со всего мира около двухсот исполнителей, специализирующихся на так называемом горловом пении. Музыкальный форум, участники которого пять дней будут состязаться как в традиционных стилях горлового пения, так и в экспериментах на стыках самых разнообразных музыкальных жанров, задуман с целью утвердить Туву на мировой арене в качестве одного из ведущих центров хоомея.

В качестве почетных гостей конкурса в Кызыл приехали спикер Госсобрания Республики Алтай Иван Белеков. Помимо Ивана Белекова в состав делегации Республики Алтай вошли депутаты Государственного Собрания – Эл Курултай, члены фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Евгений Латышков и Сурдаш Текенов, алтайский певец и сказитель, заслуженный артист России и Республики Алтай, лауреат множества престижных фестивалей и конкурсов, исполнитель традиционного алтайского горлового пения Болот Байрышев и профессор, доктор филологических наук, специалист Министерства культуры Республики Алтай Тамара Садалова.

В своем выступлении Иван Белеков подчеркнул, что феномен горлового пения, безусловно, достоин пополнить список памятников общечеловеческой культуры и предложил объединить усилия всех заинтересованных регионов в решении этого вопроса. Спикер Госсобрания отметил, что в Республике Алтай наработан положительный опыт по сохранению и развитию нематериального культурного наследия, рассказал о действии на территории республики закона «О нематериальном наследии Республики Алтай». «На сегодня такой закон является единственным на всем законодательном поле Российской Федерации. В четырех субъектах разработаны лишь Программы по развитию и поддержке нематериального наследия, - отметил Иван Белеков. – Вопрос возрождения духовности стоит очень остро. Только решив его, страна  может  всерьез браться за экономику. В этой связи назрела необходимость начать работу над созданием реестра нематериального наследия всех регионов страны, куда должны войти все праздники, обычаи,  местный фольклор».
 
Особое внимание председатель Госсобрания обратил на то, что вопросами нематериального наследия и их сохранения озаботились русскоязычные субъекты: «Живя в век глобализации, мы не должны уподобляться Иванам, не помнящим родства. Сохранение былин, сказаний, потешек, народных традиций, того же горлового пения – все должно быть в поле зрения политиков и руководителей страны. Только одухотворенная, очеловеченная экономика может дать реальные плоды». По мнению спикера, назрела острая необходимость принятия специального законодательного акта о сохранении и государственной поддержке традиционной культуры народов России, в том числе нематериальной. Иван Белеков предложил создать инициативную группу с участием ученых, политиков, государственных деятелей и конечно, самих исполнителей горлового пения для дальнейшей проработки и решения этого вопроса.

Показательно, что в первом международном конкурсе «Хоомей в центре Азии» не принимает участия Монголия, которая уже зарегистрировала в ЮНЕСКО сам термин хоомей, как объект нематериального мирового наследия, в то время как у России нет даже юридической возможности представить номинации в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Пока самой главной интригой предстоящего конкурса остается его премиальный фонд, размер которого пока не объявлен. Но некоторые уверяют, что только обладатель Гран-при получит от четверти до полумиллиона рублей, что уже само по себе станет беспрецедентным событием в области фольклорной музыки.

«Размер премиального фонда мы пока предпочитаем хранить в секрете, но он будет довольно внушительным, – сообщил министр культуры Тувы Алдар Тамдын. – Но я вас уверяю, что не понаслышке знаю, как на многих аналогичных мероприятиях победители вообще получают только диплом или почетную грамоту».

Несмотря на то, что бюджет премиального фонда конкурса еще пока не объявлен, уже известно, что в нем примут более 200 музыкальных групп и исполнителей. Только из стран дальнего зарубежья в Кызыл прибудут 36 участников, а самыми многочисленными иностранными делегациями станут китайская (18 человек), японская и американская (по 6 человек). Вполне логично, что самое большое количество участников на форум делегировала Республика Тува, которую на конкурсе представят 109 человек. Горный Алтай, Шория, Бурятия, Хакасия и Якутия, где также распространено горловое пение, делегировали на состязание 26 человек. В республике ожидают приезд известного алтайского кайчы Болота Байрышева, художественного руководителя ансамбля «Алтай КАЙ» Урмата Ынтаева, знаменитую якутскую этно-группу «Айархаан», бурятский театр «Байкал», фольклорный ансамбль «Ульгер» из Хакасии.

«В мире идет довольно оживленная дискуссия о том, какое место нужно считать родиной хоомея, – отметил Алдар Тамдын. – Некоторые считают только Туву местом, откуда пошло горловое пение, другие не соглашаются с этим мнением. Мы же, взявшись за организацию международного конкурса, только лишний раз подчеркиваем, что горловое пение является неотъемлемой частью любой кочевнической культуры».

Хоомей – общеупотребительный термин, обозначающий горловое пение, когда исполнитель демонстрируя многоголосое пение, извлекает две, а порой даже три ноты. Специалисты уверяют, что в мире насчитывается около 50 способов горлового пения, но самыми известными и уникальными во всем мире считаются пять стилей, распространенных в Туве – каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр и борбаннадыр. Признание уникальности тувинского горлового пения в мире росло по мере развития индустрии звукозаписи. Первые пластинки с горловым пением были изданы всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1939-1940 годах. Известно о фуроре, который произвел в 1957 году тувинский исполнитель Максим Дакпай, выступая на фестивале молодежи и студентов в Москве. Однако реальное триумфальное шествие хоомея по планете началось около трех десятилетий назад, в результате чего хоомей смог интегрироваться как в классическую, так и в рок-музыку и в джаз, а тувинские «горловики» стали весьма заметной частью музыкальной индустрии мира.

О проведении международного конкурса по хоомею высочайшего уровня впервые публично заговорили в конце прошлого года, после того, как министром культуры Тувы был назначен Алдар Тамдын. Все это выглядело вполне логично, поскольку новый министр культуры был широко известен в республике не только как народный хоомейжи, но и как мастер-изготовитель национальных инструментов, а также участник всемирно известной этнической группы «Чиргилчин». Впрочем, говорят, что сама идея проведения состязания мастеров горлового пения на призы главы Республики Тува родилась в ходе встречи известной этнической группы «Алаш» с главой республики Шолбаном Каа-оолом, который постоянно проводит в Туве политику продвижения в мире известных тувинских брендов. Так, 2009 год по его инициативе стал годом игила – тувинского традиционного двухструнного смычкового инструмента, а 2015 год был объявлено годом народных традиций.

«Находясь в Центре Азии, мы просто обязаны проводить международный конкурс, который должен регулярно выявлять лучшего исполнителя горлового пения, – заявил глава Тувы Шолбан Кара-оол, поддержав инициативу проведения международного конкурса. – Нам от великих предков досталась величайшая драгоценность – хоомей! Пусть все сразятся, кто же лучший из всех народов сохранил и приумножил уникальное культурное достояние!»

При этом, сразу было решено, что новый музыкальный форум будет существенно отличаться от проводимого в республике с 1992 года международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», где также была конкурсная составляющая. Но данное мероприятие, проводимое каждые пять лет, представляло особый интерес для исследователей и специалистов. В конкурсе «Хоомей в центре Азии», все участники будут состязаться за победу в трёх номинациях, две из которых будут фактически академическими – «соло традиционное» и «традиционный ансамбль». Третья номинация будет экспериментальная – «хоомей в современной интерпретации».

«В том конкурсе ведущую роль играли ученые, – пояснил Алдар Тамдын. – Мы же решили сделать наш форум более демократичным, избрав форму фестиваля. Но, как я полагаю, самой интересной его частью станет конкурс, где хоомей будет звучать в интерпретации. Сегодня горловое пение по всему миру можно услышать в самых разных жанрах – от рок–музыки до симфонической».

Предполагается, что экспериментальная номинация внесет в конкурс свою специфику, позволив сделать его оригинальным. Тем более, что многие тувинские музыканты давно переживают из-за активности Монголии, которая пять лет назад добилась внесения хоомея в список нематериального культурного наследия человечества, составляемый в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного нематериального культурного наследия». Кроме того летом прошлого года в автономном районе Внутренняя Монголия в Китае также прошел международный конкурс исполнителей горлового пения «Музыка великой степи», где практически весь пьедестал был завоеван музыкальными коллективами и солистами из Тувы.

«Я сам лично занимался подготовкой и отправкой наших музыкантов на конкурс в Манчжурию, – отметил министр культуры – Но у нас нет цели вступить с Китаем в конкурентную борьбу на этом фронте».

Как пояснили специалисты из министерства культуры Тувы, включение тувинского хоомея в перечень нематериального культурного наследия ЮНЕСКО пока представляется делом непростым. Дело в том, что Россия не имеет юридической возможности представить номинации в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, поскольку не является государством-стороной Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия.

Впрочем, в сентябре Тува ожидает визита специальной делегации ЮНЕСКО, с которой республике предстоят серьезные переговоры.

«Мы инициировали этот визит, который для нас он очень важен, и сначала предлагали им также посмотреть международный конкурс, – подчеркнула заместитель министра Тувы Вера Лапшакова. – Но позже было принято решение его перенести, поскольку полагаем, что в фестивальной горячке не найдется места для конструктивного подхода. В рабочем порядке будет возможность более эффективно обсудить не только проблемы хоомея, но и проблемы крепости Пор-Бажын, коллекции «Золото скифов» и заповедника Убсунурская котловина. Потенциал ЮНЕСКО велик, и для нас выстраивание с этой организацией отношений – это дело чести».

По материалам «ФедералПресс.Сибирь» 


Новость размещена: *



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.