Иван Белеков «Алтай – это врата в будущее»

Иван Белеков «Алтай – это врата в будущее»

08.05.2015

Секретарь Регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Иван Белеков прочитал лекцию для студентов и преподавателей Сибирского института управления (филиала) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Новосибирск).
 
Дважды покоренная Америка
Говоря о Евразии, кандидат исторических наук Иван Белеков, прежде всего, сделал акцент на то, что это колыбель древнейших цивилизаций, давших миру основную массу этнокультурного разнообразия, научных открытий, духовных учений, философских концепций. Блистательные цивилизации Шумера и Вавилона, древней Эллады, Индии и Китая, Великий шелковый путь, – все это яркой строкой вошло в анналы мировой истории.
 
Именно в Евразии возникли и доминируют теперь три мировые религии: христианство, буддизм, ислам. За время своей длинной истории евразийцы расселились по всем остальным материкам, причем дважды заселив Америку – вначале из Азии, затем из Европы. Ныне весь мир пользуется научными открытиями, сделанными в Европейских научных центрах. Самым престижным образованием в мире считается европейское.
 
По мнению лектора, в пространственном отношении Россия является  гигантским природным коридором, где циркулировали миграционные волны, перенося культурные достижения восточных народов на запад, а западных на восток. В качестве примера Белеков привел данные о продвижении индоариев и славян в Азию и обратные движения гуннов, тюрков, монголов в европейскую сторону. Он говорил также о том, что Центральная Азия как из кипящего котла периодически выбрасывала волны кочевников, устремлявшихся в своем пассионарном порыве к предгорьям Кавказа, бассейну Дуная и дальше, к берегам Атлантики.
 
Слушатели согласились с лектором, что  ныне Россия – это своеобразная евразийская ось, состоящая из содружества многих народов, прежде всего славянских и тюркских. В целом, это как бы русская Евразия внутри мировой Евразии, отчего в интеллектуальных кругах страну нашу так и навеличивают: Россия – Евразия.
 
Вот мнение Вальтера Шубарта: «Россия – единственная страна, которая способна спасти Европу и спасет ее, поскольку по своей совокупности жизненно важных вопросов придерживается установки, противоположной той, которую занимают европейские народы…. В нынешнем своем виде проблема Восток – Запад предстает как грандиозная проблема обновления человечества, как возможность одухотворения Запада Востоком, как призыв к восстановлению первоначального единства  расколотого человечества, как задача созидания совершенства человека». Мнение, которое большинству присутствующих прежде было неизвестно.
 
Понятие «евразийство» зародилось в эмиграционной среде
Если для преподавателей ведущего вуза понятие «евразийство» не ново, то часть студентов, надо полагать, сделали для себя открытие о том, что российские мыслители заложили основу такому известному в интеллектуальной среде явлению, как евразийство. Оно было сформировано  в среде эмиграции в 20-е годы ХХ века и связано с именами Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина и других.  Многое для развития евразийских идей сделали Н.К. Рерих и его сын, известный востоковед Ю.Н. Рерих, и особенно - историк Л.Н. Гумилев.
 
Лектору удалось донести до присутствующих основы евразийского учения по Л. Гумилеву, который в свое время заявлял, что различие этносов между собой определяется не расой, языком, религией, образованностью, а стереотипами поведения, являющегося высшей формой активной адаптации человека в ландшафте – месте развития этноса, где этнос впервые сложился как система. С особым интересом в зале воспринимались слова Льва Николаевича: «Евразийские народы строили общую государственность, исходя из принципа первичности прав народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека». Слова, в которых отражены коренные отличия российской государственности от нынешней западной демократии с главенствующим принципом буржуазного индивидуализма.
 
Слово об Алтае
Говоря об Алтае, Иван Белеков  особое внимание уделили иллюстративности предлагаемого для изучения материала. И не ошибся. Правильный выбор иллюстраций позволил присутствующим лучше войти в тему. Познакомившись поближе с удивительным и уникальным миром горной природы, участники встречи с пониманием и, что немаловажно, с одобрением восприняли информацию о том, что в 1998 году ЮНЕСКО присвоило статус мирового наследия пяти территориям: Алтайскому и Катунскому заповедникам, зоне покоя Укок, озеру Телецкому и горе Белухе.
 
Воспринимать лекционный материал присутствующим было достаточно легко, поскольку автор не стал читать его по конспекту. С разной степенью поэтичности он свободно излагал предложенную тему.  Слушатели открывали для себя, что не только природой славен Алтай, но и своим богатейшим историко-культурным наследием. Здесь открыта одна из древнейших стоянок первобытного человека – Улалинская. Исходя из ее материалов, можно утверждать, что древние люди появились в нашем регионе около миллиона лет назад. 
 
На Алтае открыты таинственные росписи Каракольской культуры эпохи бронзы. Здесь находятся известные на весь мир памятники Пазырыкской культуры скифского времени. Грандиозные каменные курганы вождей Пазырыка, Туэкты, Шибе, Башадара, оледеневшие на века усыпальницы, сохранившиеся до наших дней мумии и сопровождающие их предметы, в том числе известная теперь на весь мир «принцесса Укока». Именно  на Алтае найдены десятки рунических надписей и сотни каменных изваяний древнетюркской эпохи, вековых свидетелей сложения в Центральной Азии тюркского мира. Да, именно на Алтае в широком понимании этого региона зародилась древнетюркская цивилизация, и многие современные тюркские народы ведут свое происхождение с Алтая. 
 
В VI веке н.э. на Алтае возникает одно из первых в Евразии государств – I  Тюркский каганат. Создав свое мощное государство – Древнетюркский каганат с центром у нас на Алтае, простершийся от реки Орхон  до кавказских гор, его основатели создали необходимые условия для диалога восточного и западного миров, взаимодополняющих друг друга своими достижениями. 
 
В свое время по инициативе первого Главы Республики Алтай В.И. Чаптынова, - напомнил Иван Белеков, -  был издан Указ Президента России Б.Н. Ельцина о праздновании 1450-летия Первого Тюркского Каганата, символизирующего создание первых государственных образований на евразийском пространстве. 
 
Когда духовность на первом плане
Особую ценность лекции, считается в педагогике, составляет предлагаемый для размышления материал. Одно только мнение академика В.П. Казначеева о том, что «Алтай - духовный полюс планеты, где техногенно-потребительская философия никогда не стояла на первом месте, но напротив - в первую очередь здесь всегда ценилась духовность» - наводило на множество мыслей, вызывая интерес к предмету обсуждения.
 
Продолжая свою лекцию, кандидат исторических наук Иван Белеков заметил, что алтайские эпические памятники бытуют в естественном состоянии, не утратили своего всеобъемлющего значения в духовной культуре народа и вызывают особый интерес у мировой науки. В настоящее время известно более 300 записей эпических произведений общим объемом до 1 миллиона стихотворных строк – этот факт многих слушателей привел в состояние эстетического шока. «Эпос жив не только в книгах», - сообщил далее Иван Белеков, и рассказал о традиции исполнения героических сказаний современными алтайскими кайчи.
 
Не менее интересно было узнать как студентам, так и преподавателям, что в древнетюркский период на Алтае существовала особая письменность на основе рунического алфавита (афоризмы, памятные надписи, стихи о Кюль-Тегине, Бильге-кагане и Тоньюкуке), а в поздний период средневековья (начиная с XVII в.) здесь была распространена ойротская письменность, существовавшая в Джунгарский период истории. А со второй половины XIX века на традиционную алтайскую культуру большое влияние оказало создание алтайской письменности на основе русской графики (кириллицы). С притоком русского населения, а затем и казахов на Алтае стало складываться тюрко-славянское многоэтническое сообщество, сохраняющее и развивающее не только этнические черты культуры, но и выработавшее добрососедский механизм межэтнических связей.
 
Алтай – это врата в будущее
Именно на Алтае на базе духовных приоритетов формируются контуры будущей духовно-экологической цивилизации, - поделился своим видением Иван Белеков. В качестве доказательства своих слов лектор привел эпитеты, которыми он наделен: «Кан Алтай», «Алтай–кудай», «Уч–Курбустан», «царственный», «величественный», «благословенный», «священный». Именно на Алтае поколениями был определен порядок поведения на природе, выработаны определенные нормы морали: почитание духов земли, природы, родовой территории, запреты по отношению к животным и растениям, к явлениям и процессам природы…
 
Алтай и его горы, долины и его реки стали главными темами картин великого алтайского художника Чорос-Гуркина, а также его продолжателей. Аналогичные сюжеты мы наблюдаем в творчестве алтайских поэтов и прозаиков: Павла Кучияка, Чагат-Строева, Лазаря Кокышева, Аржана Адарова, Эркемена Палкина, Бориса Укачина, Бронтоя Бедюрова. Для их творчества единство культурного и природного разнообразия – основа  миропонимания. 
 
«Именно такое наше миропонимание мы старались донести до мирового сообщества, когда проводили Дни Алтая в Париже на международной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО по теме «Единство природного и культурного наследия Алтая – как модель духовно-экологической цивилизации на евразийском пространстве»,- отметил спикер. 
 
Что касается сохранения культурно-исторических традиций Алтая, сказал выступающий, то нужно понимать, что в новой ситуации необходим новый механизм культурной преемственности. Сегодня речь идет не о механистическом возрождении традиционной культуры, а именно о становлении национальной культуры, соответствующей реалиям XXI столетия. Сегодня наконец-то пришло осознание того, что культура – это не отрасль, которая оказывает определенные услуги, а она является духовным фундаментом, на котором зиждется все наше живое мироздание и человеческое развитие, сделал вывод лектор.
 
В связи с этим считаю необходимым сказать, что Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, наряду с основными конституционными нормами в законодательной сфере, работает над проблемами сохранения своих генетических корней как основы существования народа, составляющего неотъемлемую часть российского общества». Шесть лет назад в Республики Алтай принят Закон «О нематериальном наследии народов Республики Алтай», уделяется большое внимание развитию государственных языков.
 
Тревожные международные события последних лет с новой силой возвращают нас к проблемам межкультурного общения для формирования в социальной среде толерантности. Умение услышать и понять друг друга не складывается само по себе, а целенаправленно формируется в процессе постоянного межэтнического общения.
 
Значение Алтая
Подводя итог сказанному, Иван Белеков определил  значение Алтая в цивилизационном пространстве Евразии.
 
Во-первых, Алтай – место становления и развития древних культур и этносов, распространившихся затем на обширных пространствах Евразийского материка, и потому сегодня он является духовной основой не только для его жителей, но и людей, живущих далеко за его пределами («С какого ты Алтая?» - спрашивают друг друга люди, живущие в центре Евразийского континента).
 
Во-вторых, Алтай – пример формирования позитивных традиций бесконфликтного существования различных культур. И этот опыт особенно важен, когда существуют проблемы межкультурного общения.
 
В-третьих, Алтай – центр культурного (и природного) разнообразия Евразии, где на базе духовных приоритетов имеются все возможности для формирования и реализации модели духовно-экологической цивилизации будущего. Приоритет духовных и экологических ценностей над материальными, защита национальных святынь всех народов России – Евразии, всесторонняя поддержка культуры и образования – вот те основополагающие евразийские ценности, которые могут объединить все народы и устремить их к лучшему совместному будущему.

altai-rep.er.ru


Новость размещена: *



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.