Как туристские агенства избегают неправомерных штрафов.

Как туристские агенства избегают неправомерных штрафов.

19.02.2015

Все больше туристических агентств нарываются на штрафы налоговиков за несоблюдение «антиотмывочного» закона. Но в действительности агентства расплачиваются лишь за свое незнание нюансов законодательства, а не за его нарушение. О том, как в действительности обстоят дела и как избежать неправомерных штрафов, рассказывает юрист Елена Баринова.

Является ли турагент платежным агентом? Как рассуждают налоговики

Налоговики считают, что да, можно. Их логика проста: наличные от физлиц за услуги принимаете? Да. Принципалу их перечисляете? Да. А почему не встаете на учет в Росфинмониторинге, не разрабатываете правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» закона, не открываете спецсчет для зачисления на него полученных от населения денег, не заводите вторую кассовую книгу, не применяете ККТ? Турагенты только разводят руками. Ага, говорят проверяющие, значит, нарушаете Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Результат – штрафы от 40 до 50 тыс. руб. за неприменение контрольно-кассовой техники по ст.15.1 и по ст. 15.2 КоАП РФ за несоблюдение требований об открытии специального банковского счета платежным агентом.

Но давайте разберемся, действительно ли на турагентов распространяются положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103?

Не только деньги, но и стулья

В ст. 1 ФЗ № 103 указано, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Турагенты действуют от своего имени, и денежные обязательства у туристов при заключении договора возникают по отношению к турагентству, а не к поставщику – туроператору.

То есть, исходя из текста закона, платежный агент – это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги) и больше ничего не делает для того, чтобы:

– физлицо эти товары (работы, услуги) получило;

– у физлица возникло право получить их от поставщика.

Но ведь деятельность турагента нельзя свести к работе терминала по приему денег в оплату услуг поставщика.

Основная деятельность турагента в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» – это продвижение и реализация туристского продукта. То есть не только сбор платежей в пользу туроператора, но и целый комплекс услуг: подбор и бронирование тура, передача необходимых документов заказчику и т.д. Прием денежных средств от туристов – всего лишь одна из многих функций турагента.

Его можно было бы признавать платежным агентом, если бы турпродукт туристу продавал туроператор, а турагент по договору с туроператором только принимал платеж в его пользу. Но на практике такие договоры не встречаются.

Прямо мимо кассы, или встретимся в суде!

У турагентов есть и более простой способ дать налоговикам от ворот поворот – это сам закон «О деятельности по приему платежей физлиц…». В ч. 2 ст. 1 так и говорится: положения о платежном агенте не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами. На языке юристов такое положение называется – прямое изъятие.

Напомните об этом налоговым инспекторам, проводящим у вас проверку, и им ничего не останется, как пойти прямо мимо вашей кассы! Ведь совершенно очевидно, что реализация турпродукта турагентом и последующие его расчеты с туроператором подпадает под исключения, установленные Законом № 103-ФЗ, в силу чего 

турагенты не являются ни платежным агентом, ни субъектом вменяемого налоговиками административного правонарушения.

Ну, а если проверяющие будут стоять на своем и выпишут вам штраф, не бойтесь идти в суд! Правоприменительная практика уже сформировалась, и суды не раз становились на сторону турагентов, неправомерно привлеченных к административной ответственности в качестве якобы платежных агентов. Позиция судов есть, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда г. Санкт-Петербург от 21 июня 2013 года, дело №А56-8089/2013, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 дело N А56-18771/2013.

Бывают, конечно, исключения: например, в Алтайском крае, Томске, Ленинск-Кузнецке, других регионах Сибири арбитражные суды принимают противоположные решения, признавая турагентов платежными агентами. В этом случае выход один – обращение в арбитражный суд либо с жалобой на необоснованное привлечение к административной ответственности, либо о признании акта проверки налоговой инспекции недействительным.

ВАЖНО! Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении – десять суток со дня вручения или получения копии постановления.

Еще один аргумент

В соответствии с письмом ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601 «Об использовании специальных банковских счетов» осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона N 103-ФЗ и влечет ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Из этого вытекает, что все туроператоры-поставщики также должны иметь специальный счет. При отсутствии такового у туроператора турагентства не могут использовать спецсчет для расчетов с туроператором. К счастью, пока налоговые инспекции всех регионов не требуют открытия таких счетов от туроператорских компаний.


Новость размещена: *



 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.