Этнопсихологическая характеристика народа алтайцы

06.09.2012

Н.А. Шодоев


1.Что изменило характер этноса в 20 веке?
В выработке своеобразной этнопсихологической черты алтайцев оказали влияние на изменения:

  • Природные условия Кан-Алтая и соответственно с ними хозяйственная деятельность в 20 в. различных общественных , государственных структур.
  • Древняя вера в шаманизм и вторжение в страну религий: буддизма и православия, атеизм. Вытеснение ими местной, называемой языческой веры.
  • Увеличение притока в страну, в основном, русского населения и его влияние на коренной этнос (земельная реформа в начале 20 в.). Внедрение техники во все сферы жизни алтайцев и коммунистическая идеология.
  • Экологические изменения в окружающей среде и возврат к частной собственности на средства производства.

2. Исторические основы и условия, оказавшие влияние на этнопсихику алтайцев.
Исторические основы этнопсихики алтайцев последовательно вырабатывались, развивались веками от предков во времена, пройденные цивилизацией: сартакпайской, сарт-тургутской, дьеле, теленгитской, алтайской, русской, советской. Историческое прошлое, события являются гордостью или печалью любого народа. Он, его прошлое, осмысливается, анализируется для потомков. Потомки на нем учатся, как устроить свою жизнь, чтобы вырабатывать, направлять свою этнопсихологию на ближайшие времена. Выделим несколько условий, способствовавших появлению некоторых черт психики алтайцев:
-В прошлом веке трактовалось, что алтайцы кочевники. Это не совсем соответствует действительному укладу жизни, выработке основных его черт. Дело в том, что во времена досоветской цивилизации, даже и в настоящее время, алтайцы на лето перегоняли домашних животных на высокогорье. Со скотом на определенное время уходили мужчины со старшими сыновьями. А женщины с малолетними детьми оставались на своих зимних стойбищах. Чабаны периодически спускались домой с высокогорья, называемое тайгой, через короткое время за продуктами. Трактовка «кочевник» приводила в изучении исторической этнопсихики алтайцев к ошибочным выводам. Этнопсихика «кочевника» или «отгонщика скота» на лето отличается значимостью понятий для их психики: «мое стойбище», «мой лог», «моя долина», «моя земля». Тем более было немалое количество кустарных кузнецов, плавильщиков металла, выделывателей кожи, были и коджойымдар (купцы). Разумеется они не «кочевали» со всей утварью. Психологии каждого из них отличались друг от друга соответственно роду занятий, особенно во времена Ойрот-Каан (ханства) т.е. каждая семья или родственники по сёёку проживали в «своем логу», в «своей долине», а в другое место не откочевывали потому, что там земля принадлежала другой семье.
-Позже, совместное проживание в одном селе разных семей, разных сёёков, совместный труд в колхозе, совхозе, производство продукции для «государства», для «общества», для «своего класса» и т.д. оставили глубокие следы в психике алтайцев. А «личное», «мое», «для себя» отодвигалось на задний план. Поэтому алтаец всегда проявлял добродушие «просто так» помогал кому-то, особенно приезжим из России, а для себя взамен «почти» ничего не получал. И в народной хронологии 1917 – 1953 гг. называются «кара уйе» (черное время), а с 1954г. по 1989г. – «ак уйе» (белое время). Как материальная, так и духовная жизнь этноса улучшилась благодаря аграрной политике компартии. Этнопсихика стала несколько веселее…
-Но с 1990-х годов началось «тил уйе» («языкастое время). Появилась безработица. Ее результат – воровство скота, прочие преступления на почве пьянства. Разрушается уклад семьи, разводы, безотцовщина. Изменилось отношение к природе: за деньги истребляются леса, целебные растения, дикие животные. Между людьми начались нездоровые взаимоотношения , клевета друг на друга, судебные разбирательства и т.д. и т.п.
В целом заметно разрушаются устои без того слабого менталитета престарелого этноса алтайцев, выработанные веками. Особенно, пьянство стало носить глобальный характер почти во всех селениях Кан-Алтая. Люди беспокоятся о будущем времени, о жизни своих потомков так как скоро начнется «ийт уйе» («собачье время»), грызня. Поэтому у некоторых молодых людей, семей возникает чувство неуверенности, бесперспективности на будущее, раздражительность из-за пьянства отцов, мужей, сыновей. Но более печально, когда запивают молодые люди и женщины (дети в этом случае даже идут на самоубийство). Основную причину, закономерность возникновения этого процесса раскроем ниже.
Несмотря на вышесказанное, в в этнопсихике народа по-прежнему характерно гостеприимство, терпимость, выносливость (иммунитет) к невзгодам, бедности, доверчивость даже к чужим людям. И некоторые алтайцы в нестоящее время вспомнили стойбища дедов, прадедов, их «мой лог», «наша долина» и чем гордился его предок т.е. смысл его фамилии. Хотя медленно, постепенно но упорно вновь возвращается давно забытая этнопсихика алтайцев, желание иметь свою «производственную собственность», «свое дело» в связи с развалом коммунистической морали в сознании людей и отсутствием веры в какую бы то ни было партию.

Теоретические и практические основы этнопсихики алтайцев.

Что такое психика? По билику психика есть кылык-джанг (темперамент) в центре души и кылык (характер) в ауре, соединенные бесчисленным количеством сургулджин («серебряных ниток»). Вместе взятые они формируют душу под воздействием космических лучей с лучами Земли-Матери (+ -) отцовского с материнским началами. Взаимодействие космических лучей новолуний, старолуний и двенадцатицикловые воздействия каждой звезды тооджыланг (зодиака) дополняют формирование души человека. И к уже сформированной космической психике ребенка добавляются национальные особенности, последующая практическая жизнь. Эта жизнь вырабатывает положительные или отрицательные отношения к тому или другому проявлению черт в характере, а именно оказали влияние: традиции предков, установленные обычаи, обряды. На основе их в подсознании (шюнути) у человека развиваются убеждения, мнения, взгляды, гордость принадлежности личности, сопереживание единства его с членами этноса алтайцев. На основе общности происхождения их души от Духа Алтай-Кудая и Умай-Эне в стране Кан-Алтай возник единый язык. Только спустя много веков от него возникли диалекты (тилдинг айрызы).
Развитие этнического самосознания у всех членов этноса у коренных алтайцев и русских-алтайцев пока не одинаковы: у детей младшего возраста – слабые, у сельских жителей с компактным проживанием этноса – сильнее, чем в селах со смешанным населением. Узлы последних закрепляются созданием смешанных семей. Эмоции коренных алтайцев более сдержанны, спрятаны, чем у русских. Русские более активны даже в действиях, что зависит от возраста этноса. И от них возникает еще один сёёк алтай-орус т.е. закладывается основа возникновения новой этнопсихологии будущего народа Кан-Алтая с алтайской душой, с новой своей идеологией слияния народов. Дай Бог, чтобы это обнадеживающее направление восторжествовало как можно скорее не подавлением одного народа другим, как было и, отчасти, продолжается сейчас, а полным равноправием в оплате труда, в политике, участии в службе на высоких государственных должностях.
Что нужно сделать. Чтобы преодолеть дискриминацию по отношению к этносу алтайцев? Незамедлительно заменить идеологию насилия на идеологию полного равноправия малых этносов с крупными на основе билике (народных мудростей), как ранее уже об говорили, прежде всего на основе слияния мудростей алтайского и русского народов. Эту замену вполне можно провести без социальных и политических потрясений т.к. русский народ, в целом, уже достиг возраста «мудрости», «разумности», а алтайцы находятся в «престарелом» возрасте «угасания», но с сохранившейся богатой духовностью и со связью с природой. Чувство «гордыни» у обоих народов уже пройдено.

Закономерности возникновения и развития возрастной этнопсихологии народа по билику.
Как уже известно, понятия темперамент и характер составляют этнопсихологию души и тела У каждого человека темперамент не меняется или почти не меняется. А характер меняется в зависимости от обстановки, условий. Характер человека основывается и развивается на возрастной психике. По билику возраст каждого человека рождает и развивает отдельные черты психики в определенном порядке через каждые, примерно, двенадцать лет. А именно:
1. 6 лет + 6 лет – психика детства: усваивается учение, воспитывается в подсознании ответственность перед родителями, старшими, доверчивая, полагающаяся на родителей, на близких, ожидающая помощи.
2. С 12 лет – психика юная: развивается взрослеющее мышление, учение и труд для будущей жизни, надежды утверждают «Я» в действии.
3. 12 х 2 = 24 года – психика самостоятельности: стремление к действию, забота о собственной семье, ответственность за ее жизнеобеспечение.
4. 12 х 3 = 36 лет – психика заботы о будущих потомках (внуках). В сознании утверждается желание продолжать и укреплять фамильную честь, гордость, формируются мысли, желание программировать кем станут потомки, какова будет их деятельность в будущем.
5. 12 х 4 = 48 лет – психика зрелости души и тела: окончательно формируются убеждения, накапливается опыт в практических действиях, в труде, в службе, утверждается смысл собственной значимости «Я» в коллективе.
6. 12 х 5 = 60 лет – психика мудрости во взаимоотношениях личности с людьми, с обществом, усвоенными знаниями, умениями, познаниями, действиями, поступками.
С 72 лет по билику считается большой возраст (джаан дьали). Физическая сила угасает, человек готовит себя к уходу души из тела.
В такой же последовательности продолжается и с таким же смысловым содержанием развивается этнопсихология целого народа. Народ такое же единое существо, как отдельный человек. Что такое этнопсихология народа? Этнопсихология – есть душа народа, государства, его тело. Только в одном цикле ее развития будет уже 72 года («энчи-чак»).
1. 72 г. + 72 г. – «Детство этноса» с времени рождения как этноса. Датой рождения считается значимое историческое событие Единения этого народа как уже одержанная в чем-то национальная Победа.
2. 72 х 2 = в 144 года наступает юность народа с мечтательностью, надеждой ожидания лучшего в будущей жизни.
3. 72 х 3 = в 216 лет этнос стремится к самостоятельности, отстаивает и утверждает свое единое государство «наше».
4. 72 х 4 = в 288 лет этнос уже заботится об укреплении своего государства («нашего»), утверждает свой менталитет, национальную этнопсихологию для своих потомков через традиции, обычаи, обряды.
5. 72 х 5 = в 360 лет этнос становится со своей сформированной национальной идеологией, философией, наукой, оказывает свое влияние на соседей, стремится направить в своих интересах внутреннюю новую возникающую силу. Но дальнейшее существование его со своей государственностью возможно, если дела идут благополучно для человечества в целом. В народе говорят : «Богу так угодно» (360 + 72 = 432).
Но если действия этого этноса затормаживают свое внутреннее благоприятное развитие или других соседних народов, то существование государства прекращается (432 – 72 = 360).
6. 72 х 6 = с 432 лет у этноса наступает мудрость народная. Но появляется усталость от действий, особенно от войн, ищет покой.
7. С 432 или 432 + 72 = с 504 лет начинается постепенное угасание былой мощи нации т.е. готовится основа возникновения нового народа – потомков, но уже с другой этнопсихологией т.е. седьмой цикл существования человеческой общности является циклом не «развития», а началом постепенного «угасания», который продлится тоже около 360 – 504 лет.
Полное «угасание» государственности народа может наступить не достигнув срока (судьбу) по какой-то причине при особых случаях также, как преждевременная смерть тела человека. Но этнопсихология народа будет существовать еще долго до 504 х 2 = 1008 лет также, как душа умершего человека продолжает жить, чтобы снова облачиться телом. Поэтому по билику рождение и развитие этнопсихологии считается в шесть циклов, а последний седьмой цикл является базой для возникновения уже нового другого этноса на разваливающихся основах былого. Именно так рождались и развивались этнопсихологии наций тюрков теленгитов и славян русских.
Этот путь последовательного развития общества проходят на все народы и не всегда, как уже сказано выше, т.к. если один народ развиваясь, сумел утвердить свой менталитет, свое господство над другим народом, последний попадает в длительный застой т.к. более сильный установил колониальный или дискриминационный режим по отношению к слабому. Именно так Русь, будучи еще слабой, попала под режим тюрков, называемый в российской истории «татаро-монгольским игом». Но новому рождающемуся принадлежало будущее. И новый русский этнос родился через 358 лет (1581г. – начало освоения Сибири Россией – 1223г. – победа татаро-монгол на реке Калке, начало установления господства над Русью) сумел одержать победу над могуществом тюрко-монголов и родилась новая русская нация. И в прошедших, примерно, двух с половиной веках названные стороны поменялись положениями и ролями. В результате, например, рождающийся новый этнос «алтай кижи» (алтайцы) от дьелеут теленгитов, куманды и других племен в своей истории прошел только возраста «детства этноса» и «юности этноса». Путь к его возрастным циклам «самостоятельность…», «забота о потомках…», «зрелость…», даже «мудрость…» были перекрыты сначала «колониальным», затем «дискриминационным» режимами царизма, затем сталинизма. И этнос «алтай кижи» после «юности» вынужден был идти сразу к возрасту «угасание» т.е. к «старости». Признаком «угасания» этноса является появление морщинок (чырыш) на лицах представителей этого этноса уже в молодом возрасте, что связано с появлением болезней, из-за постоянных переживаний за свою судьбу и судьбу потомков. Снижается рождаемость. Общее количество этноса не увеличивается, как у победителя. Но зато развивается приспособляемость к обычаям, обрядам, языку господствующего этноса. Поэтому этнос «алтай кижи» не может увеличиться по количеству и этнопсихология его не может развиваться как у единой нации. Увеличивается смертность. Остается единственное, во что бы ни стало как-нибудь выжить, чтобы оставить будущему потомку – новому народу русский-алтаец» – остатки своего менталитета от предков, свою духовность, свою этнопсихологию для будущей Победы. Но необходимо уточнить, что эти силы «рождающаяся» и «угасающая» с одного тёс не являются антогонистическими. Они есть предки и потомки по законам развития общества «Угасания старого» и «Развития нового».