Сельский туризм – рай для мегаполисов

05.09.2012

Экологический, сельский или зеленый?

Эти термины можно услышать как синонимичные понятия по сути одного и того же – отдыха на территории сельского дома или усадьбы, в условиях максимально приближенных к nature (природе). Тем не менее, каждое из этих понятий представляет собой совершенно различные направления туризма. Чтобы избежать в дальнейшем путаницы, рассмотрим каждое из них подробнее.
 Впервые экотуризм (ecotourism) был представлен в Африке в 1950 году, с легализацией охоты. Эта потребность в рекреационных зонах охоты привела к созданию заповедников, национальных парков и охотничьих угодий. Сегодня эти районы превратились в важные приносящие огромный доход места. C конца 1980-х понятия экотуризм (ecotourism), ответственный туризм, и устойчивое развитие стали преобладающими. Популярность экотуризма отображает изменение в восприятиях туристов, рост экологического сознания, и желание больше узнать об окружающей природной среде. Экотуризм стал одним из самых быстрорастущих секторов индустрии туризма в мире и ежегодно растет на 10-15%. О значении экотуризма свидетельствует тот факт, что в 2002 году ООН, обладающая огромным потенциалом по защите окружающей среды, отметила «Международный год экотуризма».  
По сути, экологический туризм – это целенаправленные путешествия в природные территории с целью понимания местной культуры и истории развития природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей.  В прошлом номере мы рассказывали об Алтайском государственном заповеднике на территории Республики Алтай, где как раз вполне успешно развивается данное направление туризма.
Природный туризм (nature tourism, nature-based or nature-oriented tourism) – любые виды туризма, которые непосредственно зависят от использования природных ресурсов в их относительно неизмененном состоянии, включая ландшафты, рельеф, воды, растительность и диких животных. Из определения следует, что в отличие от экологического туризма, понятие «природный туризм» основывается лишь на мотивации туристов (отдых на природе), и, следовательно, не может рассматриваться как устойчивый вид туризма (охота, путешествия на моторных лодках и другие конкретные виды туризма, воздействие которых может быть очень различным). Разновидностью природного туризма является биотуризм (wildlife tourism) и путешествия в дикую природу (wilderness travel), целью которых могут быть любые объекты живой природы, от отдельных видов до сообществ и биоценозов.
Зеленый туризм (green tourism) подразумевает применение в туристической индустрии экологических методов и технологий. В немецкоязычных странах прилагательное «экологический» употребляется весьма редко, а наиболее широко используется термин «мягкий туризм» (Sanfter Tourismus), или «экологический и социально ответственный туризм». Этот термин, как альтернативу индустриализованному массовому туризму, предложил в 1980 году Р. Юнгк (R. Jungk). Обычно мягкий туризм противопоставляется жесткому, главной целью которого является максимизация прибыли. Для мягкого туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристических регионов, щадящее использование их ресурсов, минимизация ущерба окружающей среде.
Зеленый сельский туризм (green rural tourism), или агротуризм (agrotourism, farm tourism), особенно популярный в США и странах Западной Европы, – отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах). Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.
Именно этот вид туризма так распространен на Алтае, и популярность «зеленых сельских домов» растет ежегодно.

«Под крышей дома моего»

Опыт приема туристов в гостевых сельских домах в Республике Алтай, весьма прогрессивный. Светлана Шилова, идеолог этого движения в регионе, подтверждает: сельский туризм – очень выгодный бизнес. Как правило, основной тенденцией к возникновению данного вида деятельности, как в России, так и за рубежом является безработица в сельской местности. В свое время, после распада Советского союза,  в Украине возникла целая идеология зеленого сельского туризма. Крым с его ландшафтами превратился в удобную площадку для ведения этого вида турдеятельности.  Но как и в Крыму, так и на Алтае, спорным является вопрос продвижения такого рода услуг. Как правило, владельцы зеленых сельских домов любой рекламе предпочитают информацию «из рук в руки» или иначе говоря, «сарафанное радио». В Республике Алтай создан сайт, посвященный сельскому туризму в регионе, с каталогом домов, их фотоснимками, координатами владельцев. Но заявив о себе, владельцы зеленых сельских домов рискуют попасть в невыгодное для себя правовое поле. Власти туристских регионов хотят видеть в  домовладельцах, предоставляющих услуги сельского туризма, индивидуальных предпринимателей, которые бы исправно платили налоги. Однако не стоит забывать, что у этой стороны есть и оборотная – создание нормативной базы, которая обяжет принимать статус индивидуального предпринимателя, может увести этот доходный, и возможно единственный для сельских жителей бизнес в тень либо уничтожить его вовсе. Впрочем, специалисты расходятся во мнениях. Одни считают,  для того, чтобы с крестьянами работали туристические фирмы, надо, чтобы те имели статус индивидуального предпринимателя, ориентировались в системе расчетов, понимали, как выстраивать отношения с продавцами туруслуг.  Другие опасаются, что заяви владелец сельского дома о том, что он принимает гостей-туристов, к нему сразу же начнут ходить проверяющие. По сути, правы и те и другие.

Лучший макияж - улыбка

Отдых в сельской местности – это не курорт, где множество туристов. Здесь  – успокаивающая и расслабляющая обстановка, которая особенно необходима для жителей городов. Много людей предпочитают встретить Новогодние или Рождественские праздники, отдохнуть с друзьями именно в таких условиях. Это очень удобно для семей и небольших групп.
В большинстве случаев спокойная обстановка подкреплена позитивным эмоциональным воздействием на туриста окружающей местности, будь то горы или леса, реки, озера или море и др. Кстати, очень часто основой выбора места отдыха в сельской местности есть именно ландшафты и экология выбираемой местности.
Хозяева, для удобства туристов, часто кроме предоставленных условий проживания разных категорий  и услуг домашнего, вкуснейшего и натурального питания предлагают целый комплекс дополнительного обслуживания: например, собирание ягод и грибов, экскурсии или походы в горы и много другого, что обогащает отдых. Особое внимание занимает индивидуальный подход хозяев к «своим» туристам. Здесь не встретишь недовольное лицо на рецепции, лучший макияж хозяина сельского дома – улыбка, которая возвращается ему сторицей, как в виде материального вознаграждения, так и постоянной клиентуры.

Цена вопроса

Проживание в частных усадьбах в Республике Алтай в среднем стоит  300–500 рублей в сутки. Дополнительно обойдутся услуги бани, питание, экскурсии, прокат спортивного и иного оборудования или инвентаря. В некоторых странах туристам предлагают и такие услуги, как наблюдение через Интернет за полюбившимися во время отдыха буренками. Спрос на такого рода услуги нам подтвердили и в Турочакском районе Республики Алтай. По словам одного из предпринимателей в области зеленого сельского туризма, зачастую гости возвращаются на следующий год не к хозяину дома, а к полюбившимся питомцам, которым туристы даже  везут издалека свои гостинцы.
Для того чтобы окупить свои расходы, хозяин одного зеленого дома должен принять не менее 50 человек в месяц. Это вполне возможно в летний сезон на Алтае  при условии, что его собственный дом – не единственное место для  размещения туристов. В целом, сельский туризм  еще долгое время будет являться наиболее оптимальным способом заработка в сельской местности для туристически привлекательных регионов.