Соединение судеб, освященное традициями05.09.2012
Порядка двухсот километров в пути на автомобиле в сторону Онгудая, сначала по федеральной трассе, затем по пыльной межпоселковой дороге. В маленьком селе Боочи празднуют свадьбу в соответствии с обычаями алтайского народа. Одновременно с нашей поездкой обряд алтайской свадьбы показывают на площадке Саяно-Шушенского фестиваля, но нас интересует не зрелищная реконструкция, а живой дух сохранившихся традиций. Девять утра. Мы едем вместе с родителями невесты и родственниками с её стороны. Останавливаемся на самом знаменитом перевале Республики Алтай - Семинском, высота которого составляет 1717 м. над уровнем моря. Отдаем дань горным духам, повязывая белые ленточки (кыйра- алт.), обнимаем вековые кедры, шепчемся с ними…Здесь, на перевале, не нужны подсказки посторонних, ноги сами интуитивно ведут к древесным стражам, пожелания в голове рождаются простые и непритязательные. Выпиваем символический чочой (спиртной напиток, в данном случае водка), поданный отцом невесты, на некоторое время движение вокруг замирает. В голове начинает навязчиво звучать когда-то услышанные и запомнившиеся слова из алтайского эпоса «Очы-Бала»: «перевалившего сто гор, прошедшего морской простор, проехавшего сто дорог — прославленного рысака, — не выпив, оскорбить не мог, к чочою тянется рука, чочой узорный золотой, пахучий, как лесной цветок, с почтеньем поданный чочой Бий осушил в один глоток…». Нам надо быть в Боочи в 12 часов дня, и к этому времени мы въезжаем в деревню, раскинувшуюся по долине у подножия горы трех вершин – Уч-Энмека. У первых встречных спрашиваем, где свадьба Олега (имя жениха), нам показывают в направлении возвышенности, где находится дом, у которого заметное оживление. Но нам туда пока еще рано. По алтайскому обычаю родителям невесты надо приготовить шалту. Это своеобразный откуп или ответное слово родителям жениха. Родственники со стороны невесты, проживающие в Боочи, шалту уже приготовили: головка домашнего сыра, курут (кисломолочный сырчик), баурсаки (сладкая сдоба). Кушанья и яства громоздятся на круглом разносе, вызывая здоровый аппетит, сдобренный горным воздухом здешних мест. Наконец идем в дом жениха, где во дворе склочены навесы и расставлены столы – празднуют в таких селах свадьбы, равно как и отмечают печальные события, всем миром. Съезжается народ из соседних деревень, в данном случае с Ело и с районного центра – Онгудая. Пока нас и других гостей встречают кумысом (кисломолочный напиток из кобыльего молока) и баурсаками, настает время для знакомства родственников с обеих сторон. Для этого самых почетных гостей приглашают в дом, где накрывают отдельный стол. Во время трапезы гости по одному встают и представляются: « я такой-то такой, зовут меня так и так, и представляю я жениха, которому прихожусь двоюродным братом по линии отца», и так далее по кругу. Сразу же после обоюдного знакомства и так назовем его, первого стола, приходит момент, которого все ждут с большим нетерпением. Время забирать невесту, которая находится в другом доме. Делегация, которую обязательно возглавляют двое неженатых юношей с березовыми стволами в руках, связанными белым полотном, состоит в основном из женщин, поющих обрядовые песни всю дорогу от дома жениха. Невеста же, как и положено, ожидает все это время у окна, пребывая в раздумьях о последних минутах девичьей жизни. В комнату невесты пускают только подружек и неженатых юношей по-прежнему с березовыми стволами в руках, символизирующими ворота в новую жизнь. Подружки обязательно должны приходиться племянницами со стороны жениха и невесты. Пока женщины совершают обряд поклонения огню - От-Очоктын Баайы, невеста с подружками ожидает в своей комнате. По алтайским обычаям, молодую невесту в прошлом не допускали к огню до свадьбы, так как она другого рода. На свадьбе ее приводили за белой ширмой в аил, где горит От очок, и не показывали Огню до тех пор, пока жених, водимый дядей вокруг Огня-очага по солнцу, не заканчивал благопожелание и угощение Огню-очагу новой семьи. Мы увидели более упрощенный или современный вид этого обряда. После прочтения заклинания (обращения) огню, невеста выводится подружками под руки из комнаты и дома и вся делегация в том же порядке, напевая песни, направляется к дому жениха. Но древние традиции, как широкий расписной карман, в котором всегда что-то припасено про запас. Зная это, мы не торопимся думать, что остаток свадьбы – исключительно шумное гуляние, разбавленное частыми поздравлениями гостей. И действительно, вторая часть свадьбы (по желанию она может состояться и в первый день, и в какой-либо другой в течение месяца) представляет собой приношение со стороны жениха в адрес родителей невесты, иначе говоря, выкуп. Список на белькенчек (именно такое называние носит этот обряд) составляет сторона невесты заранее. И вот теперь задача родственников жениха как можно полно и тщательно выполнить пожелания будущей родни. Белькенчек – это пир щедрости! Мясные туши, фрукты, спиртные напитки, глаза разбегаются от количества приношений, красноречиво свидетельствующих о том, что за такую невесту ничего не жалко отдать… «и полкоролевства впридачу!», в данном случае не одно стадо баранов, ибо мерки здесь совсем другие. Пока белькенчек выкладывается один за другим на свадебный стол, родители невесты, сохраняя достоинство, не торопятся сказать свое «да», но вот момент настает и «сделка» скрепляется красивым тостом. Но есть еще ответное слово - шалту, о котором мы уже упоминали в начале повествования. И этот ход со стороны невесты не менее эффектен и зрелищен. Матери жениха, а также самым почетным родственникам с его стороны подается чочой, во время испития которого на стол выкладывается шалту. Рассказывать о том, как это выглядит, занятие почти бесполезное, в этом смысле фотографии будут куда как красноречивее, но ощущения достаточно сильные. Потому что в этот момент, глядя на то, с какой серьезностью и тщательностью совершаются обряды, ощущаешь силу и непреложность существующих традиций, живущих здесь, несмотря на миллениум и грядущий наномир. Свадьба в Боочи, на которой нам довелось побывать, возможно, не самая показательная и уж точно не самая большая, по нашим подсчетам, гостей на ней было около двух сотен, в то время как нам рассказали о свадьбе, на которой было семьсот гостей, и шла она почти неделю. Такое выдержать способны, думается, немногие, но так уж принято здесь, в алтайских горах, гулять на всю широту своей души. Уезжали мы полные впечатлений, а также с полными пакетами мяса и сдобы: по алтайскому обычаю белькенчек родители невесты делят на равные части между родственниками и гостями со своей стороны. Бабайцева Ю. Источник: Журнал "Алтайские горы", август 2011. Свадьба в Боочи |