Амаду Мамадаков: «Мама – главный человек в моей жизни…»29.07.2013 Кинозвездой российского масштаба заслуженным артистом республик Алтай и Тыва лауреатом Премии имени Г.И. Чорос-Гуркина Амаду Мамадаковым гордятся его земляки. Они с нетерпением ждут у телеэкранов фильмы с его участием. Наверняка многие наслышаны, что Амаду работает в Театре Калягина, реализует себя в качестве режиссера. Также он преподавал в Национальной алтайской студии Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина. Мамадаков снялся в более чем 30 фильмах и ряде спектаклей, также он автор нескольких постановок на сценах различных театров Москвы, Тувы, и Республики Алтай. Живет и работает в Москве. – Я уже привык к тому, что многие меня узнают, подходят, просят сфотографироваться вместе или просто делают это, не спрашивая, желаю я того или нет, а потом выкладывают в Интернет. Думаю, с подобными ситуациями сталкивается каждый киноактер, которого знает в лицо миллионы людей. Эта неотъемлемая часть нашей профессии. С этим приходится мириться, независимо от того, какое у тебя настроение. Иногда я даже шучу в связи с этим… Однажды собирался с друзьями на дачу к знакомым, заехали на рынок. Иду в трениках, майке, с арбузом в руках, а они мне говорят: «Видел там юного баяниста? Видимо, твой поклонник, у него баян твоими фотографиями обклеен. Может, порадуешь мальчонку, автограф дашь...». Подхожу к нему и говорю: «А вот и я!» Но этот безобидный с виду мальчик прогнал меня и обозвал вдогонку. Мы же долго смеялись. Думаю, если бы я подъехал на лимузине, в дорогом костюме, тогда бы он меня точно узнал. Так что многие, наверное, не хотят, чтобы кто-то разрушал их иллюзии. – Шекспир сказал: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры! Кто – плут, кто – шут, а кто – простак, мудрец или герой». Что вы думаете по этому поводу, если учесть, что каждый человек в определенный период жизни «играет» роль ребенка, родителя, начальника или подчиненного? – Профессия актера – великое искусство, которое объединяет музыку, вокал, хореографию и т.д. Когда ты изучал актерское мастерство и знаешь, что это такое, много лет учился этому, подолгу тренировался перед зеркалом, не раз перевоплощался в разные роли, то понимаешь, какой это труд. Профессиональный актер «надевает маску» под прицелом объектива и «снимает» ее, когда камера выключена. В жизни все гораздо сложнее. Ты тонко чувствуешь фальшь, неискренность. Видишь, что кто-то так правдиво обманывает тебя, а другой неуклюже пытается помочь. Порой смотришь на происходящее вокруг и соглашаешься с гениальным Шекспиром, что мир – большой театр. Одни талантливо играют навязанные им роли, некоторые заигрываются настолько, что не понимают, как перешли границы дозволенного, другие пытаются «смыть грим» и обрести свое лицо. Жизнь – сложная штука, в которой важно не играть, а жить по-настоящему, так, как подсказывает тебе совесть, если, конечно, она есть… – А что вы думаете о деятельности храмов искусства, в том числе и в нашей республике? – Есть регионы, где театры закрываются, и это печально. Что касается нашей республики, то, на мой взгляд, театр было бы правильнее назвать Центром искусств, поскольку одну сцену у нас делят несколько организаций. Там же в перерывах между правительственными совещаниями, юбилеями и всякого рода форумами проводятся всевозможные шоу и концерты. Актеров лишили голоса, а среди них немало талантливых, я бы даже сказал гениальных, людей. У них отняли место, где рождается великое искусство. Считаю, что профессиональный театр умер в нашем регионе еще в 90-х годах в развалинах старого здания, после чего плюс ко всему не стало русской труппы. Зачем, как в сказке про «Теремок», объединили под одной крышей драмтеатра, филармонию, Государственный национальный театр танца и песни «Алтам» и так далее? Этого я не понимаю. – Одно время вы преподавали в Национальной алтайской студии в театральном училище имени Щепкина. Почему ушли? – В Щепкинском я уже не преподаю, хотя просили остаться. Понимаете, постоянно гастролирующему актеру сложно совмещать все это. К тому же педагогика – непростое и ответственное дело. Ну, в общем, решил уйти. Возможно, доживу до определенного возраста, когда будет и время, и чему научить молодежи, что передать ей. Тем не менее помогаю чем могу училищу. – Над съемками в каком фильме и вообще над чем вы работаете сейчас? – Недавно вернулся из Латвии. В Риге снимался в полнометражном фильме «С пяти до семи», где играл киргиза-бармена. Мне приятно, что внес в киноленту свою лепту – отрывок из киргизского эпоса «Манас». Алтайская и киргизская речь очень схожи, но древний их язык пришлось учить. Надеюсь, этим порадую жителей Кыргызстана. Во время съемок с удовольствием общался с разными киргизскими актерами, особенно со старшим поколением, это очень интересные, духовно богатые люди. – Я слышала, что в каком-то фильме, не помню его название, вы совершали традиционный для алтайцев обрядов. Расскажите об этом подробнее. – В картине «Звезда» о разведчиках в годы Великой Отечественной войны мне предложили сыграть роль казаха Джурабаева, я же попросил режиссера Николая Лебедева включить вместо него роль алтайца и аргументировал это тем, что два мои дедушки тоже воевали. Помню, мы писали письмо главному продюсеру фильма Карену Шахназарову, и он согласился. Я предложил на выбор список алтайских фамилий и имен на трех листах. Так появился персонаж Темдеков. В одном из эпизодов он зажигает пучок травы, что тоже не было предусмотрено в сценарии. Спасибо режиссеру и продюсеру: они включили в фильм обычай моих предков. Это древний ритуал, который до сих пор совершают у нас на Алтае. О нем мне известно от моих родителей. – Вам как актеру с яркой азиатской внешностью приходилось играть алтайцев в других фильмах? – В сериале «Основная версия» режиссера Александра Смирнова о жизни оперативников Московского угро играл алтайца Баштака Таланова. До сих пор с благодарностью вспоминаю жителей Республики Тыва. Они здорово мне помогли: отправили из музея и из театра реквизит – настоящие древние серебряные нож, пиалу и пояс. В этом же сериале можно увидеть войлочной юрту, которую мне подарил бывший глава Онгудайского района Семен Сергеевич Тузачинов. Она пригодилась и студентам-щепкинцам – они проводили Чага байрам во дворе своего училища. А еще ее устанавливали на крыше многоэтажки, напротив нашего Белого дома на берегу Москвы-реки и провожали новогоднюю ночь 2008-го. У нас побывало много гостей. Все называли юрту «Крышей мира». Получилось великолепное зрелище! Теперь эта юрта стоит в Подмосковье на берегу Оки. – Недавно с одним знакомым из другого региона мы немного поспорили из-за вас, когда речь зашла о сериале «Защита свидетелей». Он сказал: «А-а, это фильм, в котором тувинец снимается». На что я ему ответила: «Он чистокровный алтаец с типичным алтайским именем Амаду, что в переводе означает «мечта», к тому же родом из Ело Онгудайского района, и его родители до сих пор там живут». А потом подумала: наверное, для всех азиатов вы свой? Земляки приходят к вам в театр? – В зале нашего театра, имеется в виду Театр Калягина, я уже узнаю лица постоянных зрителей-азиатов – студентов и москвичей, которые много лет живут в столице, у них там родились и выросли дети. В их числе тувинцы, алтайцы, буряты, якуты, хакасы, монголы и многие другие. Администрация театра и работники кассы знают, что азиаты приходят ко мне, и откладывают билеты. Кстати, наш театр благодаря профессионализму руководителя – один из лучших и популярных в Москве. Калягин сумел сделать из него настоящий храм искусства. Так что приглашаю всех своих земляков. Приходите! Буду очень рад! – Что для вас родина? – Я родился и вырос на Алтае. Там живут мои родители. Я их очень люблю, с ними созваниваюсь каждый день, а также друзья детства, родственники. Папа мой обычный деревенский трудяга. Мама всю жизнь проработала фельдшером. С ней по вызовам я объездил на мотоцикле «Урал» с коляской все стоянки. Фельдшер в деревне несет службу круглые сутки и, как говорится, не имеет права на личную жизнь. И днем и ночью, в любую погоду он должен быть наготове. Вызывают его при любых несчастных случаях. А сколько жизней мама спасла! Часто вспоминаю, как самоотверженно трудилась она, и поражаюсь, как ей удалось выдерживать такие нагрузки. Несмотря на то, что сейчас она на пенсии, люди до сих пор обращаются к ней за помощью. Обидно, что за свой труд она получает мизерную пенсию. Естественно, я помогаю ей, стараюсь, чтобы она ни в чем не нуждалась. Она до сих пор восхищает меня честностью, чувством юмора, оптимизмом, добротой и мудростью. Я очень ее люблю! Мама – главный человек в моей жизни, к мнению которого я всегда буду прислушиваться, сколько бы мне ни было лет. Марина Туркушева. Газета "Звезда Алтая" |