Михаил Кулунаков: «О киностудии на Алтае приходится лишь мечтать»

17.12.2012

Имя Михаила Кулунакова – начинающего, но подающего большие надежды молодого режиссера, – уже на слуху у многих жителей республики. Связаться с ним оказалось крайне сложно, поскольку в основном он находится в Москве и Санкт-Петербурге. Однако нам удалось сделать это через Интернет. Михаил с удовольствием откликнулся, рассказал о роли кино в своей жизни и поделился планами на будущее.

– В СМИ появилась информация о том, что в декабре состоится презентация фильма «Jерим» («Родная земля»). Как шла работа над ним? Какую мысль хотели донести до зрителя?
– На счет «Jерим» была идея снять что-нибудь веселенькое, летом собирались и придумывали – я, Андрей Модоров, Азулай Тадинов и моя жена Оля. Все лето «приступали» к съемкам. Поскольку средств вообще никаких не было, было решено заморозить идею до лучших времен. Тут и объявились Фонд «Молодежные инициативы» и депутат Республики Алтай Айат Дмитриевич Унутов. Они по-настоящему поддержали, а не похлопали по плечу со словами: «Молодец! Действуй!». Так как сроки сильно поджимали – оставалось полторы недели, решили отказаться от идеи снять комедию и написали другой сценарий – Роуд-муви (фильм-путешествие). Это своего рода признание в любви – мое давнее желание. Этот фильм задумывался как эпический и должен был длиться полтора часа. Но снять его за полторы недели было не реально! Поэтому сжали. Хотел «прокричать» о своем признании в любви, а на деле – прошептал. И получилось как-то невнятно. Осталось чувство недосказанности. Но это, на мой взгляд, неважно, главное – мы начали и попытались что-то сделать. Дальше, надеюсь, дела пойдут гораздо лучше! Обещаю! Словом, фильм – признание в любви моему родному дому – Алтаю.

– Работа над ним – одна из очередных ступенек вашего профессионального роста. Много обрели единомышленников в республике и за ее пределами?
– Скорее, да, как в первом, так и во втором случае. Я бы много чего хотел снять, в том числе на моем Алтае. Надеюсь, все получится. Единомышленников здесь пока меньше, чем хотелось бы буквально по пальцам пересчитать можно, возможно, ошибаюсь. Быть может, их гораздо больше, только я об этом не знаю. А вот в Москве соратников предостаточно, и снимать здесь, в Питере или в Москве, гораздо проще. Пытаюсь убедить столичных коллег, что кино нужно делать в Сибири, там больше возможностей и натуральности материалов: интересные локации, а не однообразный березовый лес, это и истории, типажи. Да и при наличии базы все получится гораздо дешевле. Однако приступать к этому на голом месте, то есть сейчас, невыгодно по той причине, что основная часть средств уйдет на перевозку техники и людей, так как там нет определенной базы. Надеюсь, когда-нибудь и эта моя мечта осуществится.

– С какими именитыми российскими режиссерами знакомы? Есть планы по сотрудничеству с кем-либо из них?
– Знаком со многими с Алексеем Балабановым, Александром Рогожкиным, Александром Сокуровым, Алексеем Германом-старшим, Петром Бусловым, Александром Коттом, Сергеем Овчаровым, Константином Лопушанскисом, Сергеем Сельяновым, Сергеем Соловьевым, Вадимом Абдрашитовым, Романом Каримовым, Николаем Бурляевым ну и другими. В настоящее время, к примеру, работаю с Александром Коттом. Очень хотел бы поработать с Сергеем Сельяновым.

– Во время учебы на режиссера игрового кино не пугала ли мысль, что, получив диплом, не найдете работу. Ведь в Республике Алтай кино как вид искусства практически не существует?
– Во-первых, когда выбирал профессию, не думал об этом. Во-вторых, планировал работать в крупных городах. Когда тесно соприкоснулся с делом, понял, что даже на уровне столицы нашей великой и могучей страны не все гладко в области развития киноискусства. Складывается впечатление, что культура в целом никому не нужна, кино – тем более. Известно, что чуть не закрыли «Ленфильм»! Подумать страшно, что дальше будет с этой легендарной студией! Дебютантов отдали в продюсерские компании, которые думают лишь о том, как заработать. Но о каком заработке можно говорить на дебюте! Ведь это всегда нерентабельно! Иногда они проваливаются! А до Минкультуры РФ, к сожалению, не достучатся, даже если подашь заявку со сценарием на дебют, вряд ли это будет одобрено. Проблема в том, что нет студии. Получается замкнутый круг. Не вырваться! А сделать это так хочется.

– Достаточно ли университетской подготовки и наличия диплома, чтобы делать хорошее кино?
– Думаю, вполне! Иначе вуз признали бы неэффективным. Хотя недавно он все же попал в «черный в список», но, к счастью, его сразу же вычеркнули оттуда. Как известно, все, кто причастен к киноиндустрии, находится «под крылом» Минкультуры. Это говорит о многом. Из-за скудных финансовых вложений ни о каком хорошем кино не может быть и речи.

– Ваша верная надежная спутница, которая всегда и во всем поддерживает, – это супруга. Расскажите, где познакомились, чем она занимается?
– Вместе мы учились в одном вузе: она – на оператора, я – на режиссера. В начале второго курса сообща снимали курсовую работу по Чехову. Она мой неизменный, незаменимый, к тому же профессиональный оператор.

– Михаил, много положительных отзывов было по спектаклю «Тургак», поставленному вами в 2011 году на сцене Национального драматического театра Республики Алтай. Это было в рамках IV Международного кочевого театрального фестиваля «Желанный берег». Как появилась идея сделать такую постановку?
– Что касается спектакля «Тургак», то хочу выразить огромную благодарность министру культуры республики Владимиру Егоровичу Кончеву за предоставленный мне шанс. Думаю, он здорово рисковал, когда обратился к молодому, никому не известному режиссеру с просьбой поставить спектакль, да еще и на фестиваль международного уровня. Страшно представить, что это могло закончиться провалом! Владимир Егорович был настолько убедителен, что я обрел уверенность и, если честно, не хотел подвести человека, который верил в меня, надеялся, что все обязательно получится. В общем, я лихорадочно стал искать материал (оставалось всего три недели до открытия фестиваля), за ночь нашел пьесу, переписал, отредактировал, и начались репетиции. Владимир Егорович написал к постановке прекрасную музыку, а актеры сыграли – как положено! Все сложилось и получилось. На мой взгляд, результат не плохой.

– Какие идеи вынашиваете и над чем работаете в данный момент?
– Сейчас моя съемочная группа готовится к съемкам, которые пройдут этим летом на Алтае. Мы выиграли грант на питчинге, то есть защитили своей проект перед продюсерами. Генеральным продюсером является Культбюро при поддержке Главкино и Министерства культуры и кинематографии России. В настоящее время обсуждаем условия договора.

– В каких кинофестивалях успели принять участие?
– Во многих – и в России, и в Европе. Недавно вернулся из Армении. Думаю, перечислять все не имеет смысла.

– Какое кино вам нравится? Задумывались, какую роль оно играет в обществе?
– Я люблю странное кино, но смотрю практически все. Раньше, как и все, просматривал фильмы на видео-кассетах, в том числе и голливудские, мне, как и многим другим, очень нравился Джеки Чан. Казалось, это и есть настоящее кино. Но однажды случайно посмотрел фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Увиденное перевернуло мое представление о кино. Этот фильм заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, обыденные вещи, помогает человека думать, размышлять и искать ответы на многие вопросы. Сейчас обожаю японское кино 50 – 70-х годов. Оно прекрасны! Особенно фильмы режиссера Кэндзи Мидзогути, но и они для меня стоят на втором месте после фильма Тарковского «Зеркала».
Уверен: кино имеет колоссальную силу воздействия на сознание, формирование мировоззрения людей (больше, чем музыка, литература, живопись). Считаю: при целенаправленном использовании его можно превратить в очень опасное оружие. К великому сожалению, в нашей стране это «оружие» отдано в чужие руки. В результате наше общество проиграло, поскольку нынешнее поколение американизировано. Благодаря чужому кино многие считают, что рай на земле – это Америка, что нужно питаться в «Макдональдсе» и отвечать «о-кей», а незнание английского языка считается чуть ли не пороком! В этом плане необходимо бороться за будущее страны, за подрастающее поколение. Твердо убежден: в этой «борьбе» немаловажное значение должно быть отведено отечественному кино.

– По сути, в области кино в нашей республике вы первопроходец. Кто помогает вам в реализации задуманного?
– Несколько слов хотелось бы сказать о первом документальном фильме, снятом при поддержке Владимира Егоровича Кончева у нас на Алтае и получившего приз «За лучшую режиссуру». Что касается игровых фильмов, то поддержку в этом оказывали Айат Унутов и Фонд «Молодежные инициативы». Немало было и простых заинтересованных ребят, которые помогли мне.

– Если бы вы встали перед выбором – работать на родине или в столичном городе, чему бы отдали предпочтение?
– Мне все равно где, лишь бы работать. Было бы здорово, если бы киностудия появилась на Алтае, но об этом пока приходится лишь мечтать.

– С чем у вас ассоциируется слово «родина»?
– Родина для меня – это место с ароматом маминых запеканок, место, где живут мои родители.

– Как вы предпочитаете отдыхать?
– Недавно понял: лучший отдых – путешествие. Но по-настоящему я отдохнул, когда бродил по кедрачу. После чего уснул под деревом и проспал весь день. Удивительно то, что я не замерз, хотя это было осенью. Когда проснулся, почувствовал небывалый прилив сил, неземную энергию! Думаю, этого мне хватит на целый год!

– Начинать вам приходится на пустом месте. Есть планы «зажечь» в республике новые звезды?
– Очень на это надеюсь! Возможно, и в Горном Алтае появится свое кино. Это моя сокровенная мечта. Верю и в то, что когда-нибудь и в нашей стране кинематограф вновь будет на высоком уровне.

Марина ТУРКУШЕВА.
Газета "Звезда Алтая" 13 декабря 2012 года №286-289

 

М. Кулунаков с 2003 по 2004 год учился в Новосибирском государственном университете на механико-математическом факультете, но вскоре понял, что ошибся с выбором. В 2006 году поступил в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ) в мастерскую игрового кино В.Е. Аксенова и В.Ф.Семенюка, а в 2011-м получил диплом режиссера игрового кино.
За время учебы принимал участие в различных студенческих кинофестивалях – «ПитерКиТ», «Начало», а также в кинофестивале в Гатчине «Литература и кино». Его первыми профессиональными достижениями стали приз за лучший сценарий на кинофестивале «ПитерКиТ», приз за лучшую режиссуру и лучшую актерскую работу на Международном кинофестивале «Новый горизонт», приз за лучшую операторскую работу в номинации «Студенческое кино» на Международном кинофестивале «Золотой Витязь» и многие другие.