Алтайский кайчы: повествуя миру

22.09.2012

 

 

В 90-е годы в Республике Алтай зародился ансамбль горлового пения «Караты-Каан», впоследствии поменявший свое имя на теперь уже известное во всем мире «АлтайКай». Сегодня это лауреат бесконечного количества конкурсов и фестивалей, предпринявший не одно мировое турне, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса России за самое длительное непрерывное исполнение горлового пения. Создатель, он же продюсер, он же исполнитель горлового пения (кай) Урмат Ынтаев по нашей просьбе встретился с редакцией «Алтайских гор», чтобы поделиться историей коллектива и рассказать об одной из самых главных миссий своего музыкального пути.

– Урмат, как, когда и где возникла идея создать ансамбль горлового пения?

– Ансамбль был создан в 1997 году, в то время я занимался бизнесом. Несколько слов о том, как могла бы сложиться моя творческая судьба. В 1993 году я вместе с известным теперь актером и нашим земляком Амаду Мамадаковым поступал в Щепкинское театральное училище в Москве. В первый же день в столице попал в Малый театр, и пока мои однокурсники общались, я пошел знакомиться с театром, гулять по его коридорам. И вот, проходя по одному из них, увидел разговаривающих между собой художественного руководителя Юрия Соломина и теперь уже покойного актера Михаила Ульянова. Речь в их беседе шла о том, что театр находится на самовыживании, денег нет, приходится попрошайничать. Этот диалог произвел на меня неизгладимое впечатление, я подумал: «Куда я попал?!» – и, ни дня не учившись, развернулся и уехал назад в Республику Алтай. На мое место приняли другого парня, а я начал свою трудовую деятельность на родине. Работал в разных местах, и в ОМОНе в том числе, затем занялся бизнесом. И в этот период встретил своего родственника Алексея Тадыкина, который был одержим мыслью о создании народного творческого коллектива, но не имел на это средств. Я пообещал ему, что как будет первая финансовая возможность и созреет решение, мы вернемся к этому вопросу. В 1997 году на Чуйском тракте в Акташе мы случайно встретились. И на мой вопрос «Как дела?» Алексей снова посетовал, что мечта его не сбывается: нет денег, чтобы аппаратуру купить. Тогда я и принял для себя решение. На следующий день мы поехали в Барнаул, как были в рабочей одежде, и закупили музыкальную аппаратуру. После этого подобрали состав ансамбля. Так все и началось. Поначалу это был фольк-рок коллектив, потом уже и состав менялся, и репертуар, по мере того, как мы находились в поисках своего собственного стиля.

– Не было ощущения авантюры? Создание музыкального коллектива с заявкой на успех и дальнейшую прибыль – задача не из простых.

– Тогда я в меньшей мере думал о прибыли, мной руководили патриотические настроения, всегда хотел, чтобы Алтай побольше знали, алтайское горловое пение, которое тогда не очень-то и развито было. Многое приходилось начинать с нуля, даже ломать стереотипы. Например, когда мы первый раз взяли бубен как музыкальный инструмент, все меня осудили: «Что ты делаешь?! Нельзя играть на бубне!».

– С чем была связана такая реакция? С запретом шаманизма в советские годы?

– Во-первых, бубен был не шаманский. Но так у нас сложилось с застойных времен, что все было «нельзя», коммунисты прижали алтайцев, и шаманам действительно нельзя было с бубном ходить. Запрет сидел внутри у людей. Сколько шаманов в советское время истребили, сослали, и очень многие хорошо помнят этот урок советской власти. Люди боялись на уровне инстинктов, а мы, почувствовав дух демократии, хотели привнести что-то новое, свое. И это было воспринято «в штыки». Несмотря на «нельзя» мы все равно продвигали алтайскую музыку, традиционный кай. Музыка и горловое пение раньше считались абсолютно разными понятиями. Кай – повествовательный эпос, всегда существовал как отдельный жанр, а мы его перевели на разные музыкальные стили, сделали его разнообразным, включили кай в общий музыкальный ряд исполняемых нами произведений.

– Кто пишет вам музыку?

– По-разному. Начинали с авторских песен, потом перешли на народные. Костяк коллектива в основном пишет эпос. Авторские песни – это песни участников коллектива, как правило, совместный труд.

– Как становился бренд «АлтайКай»?

– Изначально коллектив назывался «Караты-Каан», но когда мы впервые выехали за пределы Республики Алтай, то поняли, что наше имя ничего не говорит слушателям о том, откуда мы. Нас путали с тувинцами, потому что до нас коллективов выезжающих с гастролями за пределы региона с репертуаром, включающим горловое пение, не было. Так и родилась необходимость в замене имени. Оно пришло просто, по аналогии. Кай – это горловое пение у алтайцев, а Алтай – это наш дом, и хотя мы теленгиты из Улагана, нам хотелось представлять большую родину. Так, в 2000 году появилось новое название коллектива – «АлтайКай».

– Когда вы впервые вышли за пределы Республики Алтай?

– Когда писали первый альбом в кремлевской студии в Москве. Туда мы попали благодаря моим друзьям, московским бизнесменам, которые были знакомы с Иосифом Кобзоном. Он записывал свои альбомы в кремлевской студии звукозаписи и помог организовать запись нашего альбома по умеренной цене. Соответственно качество этого альбома сразу же вывело нас на иной уровень. Потом был сформирован собственный брендбук, логотипом ансамбля стал мой родовой знак. Мой друг – дизайнер из Барнаула помог нам разработать собственный фирменный стиль.

– Первый зарубежный тур?

– Я выезжал еще в 90-е годы, но как бизнесмен и продюсер. Прежде чем вывезти ансамбль за рубеж, надо было решить много вопросов. В первую очередь необходим был собственный стиль, потому что нас по-прежнему путали и даже обвиняли в подражании известному тувинскому коллективу. Это определило нашу дальнейшую идеологию, мы поменяли состав, включили в него девушек-солисток, качественно изменили репертуар, продумали даже расстановку на сцене, чтобы она была ни на кого не похожа. В наших выступлениях присутствовал синтез различных направлений, звучала не только музыка разных стилей, но выполнялись и танцевальные движения. Первые гастроли прошли в Соединенных Штатах. Опять же выбор пал благодаря моим друзьям, которые помогали в организации тура. Переговоры и процесс организации шел долго, проблемно, на это ушло порядка трех лет. Надо было продумать все до мелочей, чтобы можно было месяц спокойно гастролировать по Америке. Первый концерт мы дали в Вашингтоне, в Центре имени Кеннеди, знаменитая сцена, на которой выступали мировые звезды, такие как Майкл Джексон.

– Организационные трудности – это понятно, но насколько горловое пение могло быть востребованным для американского слушателя?

– К тому времени проект уже был индивидуальным, имел свое неповторимое лицо: женский вокал, большое разнообразие музыкальных инструментов, при помощи которых мы экспериментировали. Например, баян и горловое пение. Во время выступления в Вашингтоне шла прямая трансляция нашего концерта в Интернет, и как раз выступление Амыра Акчина на баяне получило огромный резонанс. Интерес к этнике у зрителя был, много положительных откликов было озвучено после выступления, в том числе и в сети Интернет.

– Сегодняшний состав ансамбля?

– Из старого состава остался Амыр Акчин, пришли Алексей Топчин, Эдуард Согоноков – молодые ребята. Мы сейчас создали новую программу, на выходе альбом, на мой взгляд очень интересный. Он будет выпущен на не привычном пока для музыкальной индустрии нашего региона носителе – digipack.

– Сколько альбомов в дискографии коллектива и какова периодичность их выхода?

– Сегодня у нас 13 альбомов, раньше мы выпускали по одному альбому каждый год. Но потом я ушел на постоянную работу, и возможности заниматься коллективом стало меньше, как и поездок. Альбомы, соответственно, стали выходить реже. Сегодня я снова целиком занимаюсь ансамблем, как результат – наш новый альбом и в планах на ближайшее будущее уже реализация нового проекта.

– Как вы сами определяете музыкальный жанр, в котором работаете?

– Если брать основу, то характеризовать жанр действительно сложно. Нам приходилось собирать героический эпос по крупинкам, как такового музыкального наследия сказителей на Алтае не было и нет, весь кай был устным творчеством. К этому мы привнесли еще и собственное видение, свои музыкальные направления и продолжаем экспериментировать, чтобы быть всегда интересными. Пожалуй, самым правильным будет отнести нас к мировой музыке, которая включает в себя и фольк., и джаз, и этнику. Сегодня мы стараемся держаться ближе к современной музыке, сочетая ее с традиционным направлением.

– Вернемся к началу нашего разговора о причинах, побудивших создать коллектив. Есть чувство удовлетворенности, патриотические мотивы оправдались?

– С уверенностью можно сказать, что да, есть. Сколько уже лет мы работаем на музыкальном рынке, хотя дело не всегда выгодное и благодарное особенно сейчас, когда происходит спад интереса к этнической музыке в Европе. Ведь в 90-е годы горловое пение и этническая музыка были на уровне экзотики, все продюсеры кидались на нее, не разбираясь, самодеятельная или профессиональная музыка, хватали и по всему миру пережевывали. Сейчас слушатель в Европе достаточно хорошо разбирается в этнике и ее уровне, поэтому угодить европейскому слушателю становится все труднее. И к гастролям предъявляются высокие требования. Но все же об Алтае с каждым годом узнают все больше, и в этом есть отчасти и наша заслуга. Также туризм развивается в регионе, что тоже делает Алтай все более узнаваемым. Если раньше приходилось в качестве ориентира называть Сибирь, «Сиберию», чтобы объяснить западному зрителю, откуда мы, то сейчас уже определенный сдвиг в этом вопросе есть.

– Урмат, что вы можете сказать, пожелать молодым талантливым музыкантам республики, которые, может, не до конца уверены в своих силах?

– Пожелать хочется позитива нашим молодым музыкантам. Надо четко определить, чего ты хочешь: если хочешь быть музыкантом – будь им. Я своих ребят так воспитываю: утром встал – не на кухню смотришь, что покушать, а на свой инструмент. Это как ложка твоя на завтрак, играешь, руки тренируешь. Нельзя жалеть себя. Если просто думать о том, как стать популярным, то это совсем другой вопрос. Не об этом нужно думать, а о том, что музыка – это твой хлеб. По-прежнему рецепт успеха – трудолюбие и талант. Бывает, когда талант востребован на определенное время, а в мире музыкальном каждый день меняются вкусы, спрос и предложение, надо уметь развиваться, работать на опережение. Талантливый кайчы у себя в народе, в селе может быть очень востребованным, но на сцену выходить большую, деньги зарабатывать – это другое, тут уже не только талант нужен, но и умение вести себя на сцене, выглядеть красиво, быть выдержанным.
Я бы еще добавил, что развитию творчества молодых музыкантов очень помогли бы регулярные фестивали. Благодаря администрации города мы впервые в республике провели фестиваль мировой музыки, и если бы это стало традицией, было бы здорово. Это дало бы возможность приглашать сюда, в регион, мировых продюсеров, продвигать молодые коллективы, да и авторитет региона рос бы в туристическом смысле.

– Каковы самые ближайшие планы?

– Участие в международном курултае сказителей, посвященном 150-летию выдающегося алтайского сказителя Николая Улагашева в селе Чоя Республики Алтай, Международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» в Красноярске и другие музыкальные события этого лета.

– Удачи! С нетерпением ждем выхода альбома.

За рамками интервью:

ЫНТАЕВ Владимир (Урмат) Ильич родился в 1973 г. в с. Кара-Кудюр Улаганского района. Народный кайчы Республики Алтай, аранжировщик, продюсер и художественный руководитель ансамбля горлового пения «АлтайКай». Почетный член жюри международного фестиваля «Саянское кольцо» в Красноярском крае.

Член фольклорного союза Российской Федерации (2000 г.). Член международной организации по народному творчеству ЮНЕСКО (Австрия 2004 г.). Рекордсмен Книги рекордов и достижений Гиннесса за длительное исполнение горлового пения, 2003 г. Обладатель золотой медали международного фестиваля горлового пения «Дыхание земли» (г. Улан-Удэ 2005 г.). Лауреат премии имени Г.И. Чорос-Гуркина Республики Алтай (Горно-Алтайск 2005 г.). Лауреат премии имени А.Г. Калкина (с. Улаган 2007г.). В 2007 году вошли в состав организации Мировой музыки «WOMEX» в Испании. Лауреат премии «Легенда этномузыки» международного фестиваля «Саянское кольцо» (2008 г). Обладатель Гран-при межрегионального фестиваля по горловому пению «Ынархас» в Хакасии (г. Абакан 2008 г). Гастроли ансамбля «АлтайКай» по следующим странам: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина, Монголия, Польша, Чехия, Германия, Австрия, Словакия, Норвегия, Швейцария, Финляндия, Турция, Испания, США, Великобритания, Дания.

Принимал участие в телевизионных программах: ОРТ «Доброе утро», «Большая стирка»; НТВ «Среда»; на канале Культура репортаж об ансамбле «АлтайКАЙ». Канал «Независимая планета» выступление в прямом эфире. Выступление в прямом эфире по центральному телевидению Чешской Республики в течение полутора часов и в Телерадиокомпании ВВС в Великобритании, Испании.

Организатор 4 фестивалей горлового пения «Алтын-Тайга», где приняли участие представители из Республик Тыва, Хакасия, Саха-Якутия и ученики ансамбля «АлтайКай» Японии, Англии, США. Фестиваль Мировой музыки «Алтай» в г. Горно-Алтайске, 2009 год.

Значимые или престижные выступления ансамбля «АлтайКай»:

  • 2006 год. США, Вашингтон, Центр имени Кеннеди (концерт транслировался в прямом эфире по Интернету), г. Ричмонд, штат Вирджиния, 68-й Национальный фольклорный фестиваль.
  • 2007 год. Чехия, Прага, Концертный зал Чешской филармонии (концерт «АлтайКай», ансамбль «Градиштан» и Чешский симфонический оркестр).
  • 2007 год. Испания, г. Севилья, театр Лопе Де Вега (концерт при содействии ВОМЕКС и телерадиокомпании ВВС АлтайКай).
  • 2008 год. Великобритания, г. Лондон, Королевский Оперный Дом (запись ВВС на концерте «АлтайКай»).
  • 2008 год. Великобритания, Чарльстон Парк, фестиваль мировой музыки WOMAD ( на концерте прямой эфир ВВС).