Александр Бердников. От первого лица

22.09.2012

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай

О развитии туризма, как о единственно возможном выходе из экономической депрессии, в регионе говорится давно, но конкретные шаги начали предприниматься в этом направлении сравнительно недавно. Почему?

Действительно, о туризме в том или ином виде мы говорили всегда, сколько я себя помню. Начинались эти разговоры в начале мая и продолжались вплоть до конца сентября. По мере уменьшения караванов туристов разговор становился тише, а с выпадением первых снегов, когда весь туристический мусор оказывался под снегом, и вовсе начиналось казаться, что никакого туризма в республике и не было. И так из года в год. По долгу прежней службы в правоохранительных органах я сталкивался больше с неблагоприятной стороной туризма, поэтому и развитие туризма воспринимаю не так радужно и красочно, как большинство граждан. На одной чаше весов наш Алтай, сохранение его природы, культуры, самобытного населения, его традиций и устоев – все то, что так люблю и к чему привык с детства, а на другой – экономическое благополучие региона впридачу со всеми экологическими и социальными проблемами туристского региона. Сегодняшние ошибки могут нам очень дорого обойтись в будущем. Поэтому так важно следовать взвешенным и оптимальным путем, не принося в жертву природу в угоду экономике. Но и в крайности вроде «запретить проезд, строительство, прекратить праздник жизни» впадать тоже нельзя.

Какие задачи мы сегодня ставим для себя? Мы работаем над развитием круглогодичного туризма. Это и развитие зимних видов досуга, и введение в эксплуатацию всесезонных туркомплексов, что в итоге перераспределит туристский поток на весь год и позволит нам снять антропогенную нагрузку. Мы развиваем не просто туристскую отрасль, а весь регион как территорию туризма, с привязкой всех отраслей экономики (транспорт, энергетика, сельское хозяйство, экология, социальная безопасность). Сегодня, и это важно, мы стали думать об Алтае не просто как о республике, а как о достоянии всей нашей страны. До полутора миллионов граждан России ежегодно выбирают местом отдыха Алтай, и мы не можем игнорировать этот факт. Наша задача сделать так, чтобы эти люди смогли комфортно и безопасно здесь реализовать свое право на отдых. Проанализировав существующий опыт развития туристкой отрасли в регионе, мы не стали рушить старое, на существующую основу мы надстраиваем возникающее новое. Иначе о каком устойчивом развитии можно было бы нам говорить в условиях, когда каждая новая команда, приходящая к власти, пыталась заново выстроить стратегию развития туризма в регионе.

Возвращаясь непосредственно к формулировке вашего вопроса: говорить о туризме как о «единственно возможном пути» наверное, будет неправильным, туризм – скорее всего исторически сложившийся благоприятный, разумный путь развития республики, наиболее перспективный в качестве локомотива для других отраслей нашей экономики.

Что сделано для того, чтобы поднять имидж республики как туристического региона, в последнее десятилетие?

Здесь идет работа по нескольким направлениям, одно из главных – участие региона в туристских выставках и ярмарках. Прежде всего, это Международная туристская выставка «Интурмаркет». По нашему мнению, это самая результативная выставка, она очень хорошо организована, и наши экспозиции здесь показали самую большую посещаемость по сравнению с другими туристскими форумами в России. А самое главное, она более близка нашим целям – развитие внутреннего и въездного туризма.

Уже традиционным стало наше участие в Берлине на «ITB» – здесь мы участвуем благодаря Ростуризму в рамках единого Российского стенда. Это наше самое организованное зарубежное участие – единый стенд позволяет выглядеть очень достойно, да и организационные вопросы значительно упрощены. В Японии тоже в рамках единого стенда участвуем в выставке «Джата», начали активно участвовать в выставках, проводимых в рамках развития приграничного сотрудничества восточных регионов России с КНР и Монголией (Хабаровск), в ноябре 2010 года республика принимала участие в выставке в г.Шанхай (КНР). Конечно же, наиболее бюджетной и массово посещаемой турбизнесом республики является выставка «Турсиб», проводимая в г. Новосибирске.

Исполнительной, законодательной властями, представителями турбизнеса в регионе ведется постоянная работа по формированию имиджа республики в СМИ. Как видите – даже сейчас (улыбается). Министерство туризма, насколько мне известно, сотрудничает со всеми основными туристскими изданиями нашей станы. Приятно сознавать, что еще недавно это была больше работа в одностороннем порядке. Сейчас же СМИ заинтересовались регионом, а диалог всегда результативнее и приятнее.

Продолжая говорить об имидже региона за его пределами: деятельности субъекта была дана высокая оценка со стороны Правительства Российской Федерации. В 2009 году республика стала дипломантом Национальной туристической премии им. Ю.Сенкевича, учрежденной Федеральным агентством по туризму, в номинации «За активное продвижение туристских ресурсов регионов России». В 2010 году министр туризма и предпринимательства Республики Алтай Евгений Ларин был признан победителем международного конкурса «Лидеры туриндустрии» в номинации «За личный вклад в развитие туризма». Прежде регион неоднократно становился лауреатом этого конкурса.

Какую роль лично Вы отводите малому предпринимательству в развитии туризма в регионе? Ведь именно туроператор малого звена первым пришел на туристический рынок Горного Алтая.

Да, действительно, малый и средний бизнес первым пришел на рынок туриндустрии, создал социальную инфраструктуру, обеспечил туристическую деятельность «на местах». Следующий этап в развитии туризма – за реализацией больших инвестиционных проектов крупным бизнесом. Одно без другого невозможно.
Помимо глобальных инвестиций, которые способны привлечь крупные проекты, существует бесконечный перечень специфичных товаров и услуг, от организации экскурсий до производства сувениров, которые как раз и обеспечивает малый и средний бизнес.

Как сегодня Вам видится развитие региона за счет туристической привлекательности. На что Вы, как руководитель региона, делаете ставку?

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, мы должны сделать республику одним из основных туристских регионов России.

При реализации данного сценария мы делаем ставку в первую очередь на рациональное использование природного потенциала. Горный рельеф ограничивает территорию посещения региона туристами, создавая серьезную антропогенную нагрузку в пиковые периоды, поэтому моделировать туристские потоки нужно уже сегодня. Для этого мы уже приступили к развитию нескольких крупных туристских территорий, зон массовой концентрации (ОЭЗ «Алтайская Долина», ГЛК «Манжерок» и другие), куда направлены сейчас основные финансовые усилия по созданию инфраструктуры. Остальные же территории должны оставаться «близкими к природе».

Как я уже говорил, необходимо максимально снизить такой фактор влияния на развитие туризма как «сезонность». Для этого мы развиваем зимние виды отдыха. Уже есть определенные результаты, которые можно не только увидеть, но и ощутить на себе. Горнолыжный комплекс «Манжерок» – здесь запущена первая очередь проекта, то есть можно уже сейчас покататься на лыжах. В период экономического кризиса график реализации проекта несколько изменился, но тем не менее он доказал свою рентабельность даже в таких условиях. Сегодня проект включен в республиканскую программу развития туризма, в следующем году запланировано включение инфраструктурных частей проекта в федеральную программу. Реализация этого проекта существенно увеличит туристский поток в зимний период, для туристских объектов прилегающий территорий это уже круглогодичная загрузка и занятость. Ведь для большинства наших предпринимателей фактор сезонности является основном препятствием для развития. Люди активно работают только летом, а за время зимнего периода ветшает оборудование, уходят работники и к лету уже все надо начинать сначала.

С повышением интереса туристов к нашему региону мы должны особое внимание обращать на сохранность природных и культурно-исторических памятников, массово и систематически используемых в качестве объектов туристского показа. Думаю, комментарии здесь излишни.

Под особый контроль необходимо брать вопросы повышения безопасности туризма, предупреждения происшествий с туристами, информированности туристов и отдыхающих. А для туристского региона – это и ориентирование ресурсов социальных объектов и экстренных служб на большую оперативность, на большую емкость. Ведь они должны обеспечивать необходимый уровень безопасности не только для постоянно проживающего населения, но и учитывать объемы граждан, пребывающих на территории в целях отдыха и туризма.

Что объективно мешало и продолжает мешать субъекту развиваться за счет туризма более активно и динамично (подразумеваю здесь, как показатель, пополнение казны региона).

Основная проблема – отсутствие хорошей инженерной инфраструктуры. Суть ее кроется в специфике отрасли. Наиболее рентабельными являются круглогодичные объекты. Но они требуют больших первоначальных затрат, очень долго окупаются, к тому же создать инженерную инфраструктуру можно только при государственной поддержке. Большие надежды республика возлагает на реализацию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма», она направлена именно на решение инфраструктурных вопросов. Будет хорошая инженерная инфраструктура – появится множество круглогодичных объектов, будет стабильная всесезонная турдеятельность, которая повлечет за собой занятость населения и устойчивые налоговые поступления. Проблема сегодняшней отрасли – ее сезонная нестабильность, бороться с природой, конечно, сложно, наш климат не сравнишь с теплыми странами, и в этом нам конкурировать не приходится, но здесь главное извлечь плюсы и грамотно преподнести их. Сибирскую зиму необходимо сделать для туристов теплой и комфортной – уровень комфортности объектов и летом и зимой должен быть одинаковым.

Как часто может себе позволить отдыхать Глава Республики Алтай?

Если Вы имеете в виду отдых в традиционном понятии «отпуск», то не часто и не долго. И это в основном те редкие моменты, когда удается побыть вместе с семьей. В остальном же мой отдых сопряжен с работой, будь то перерыв на чтение газет по утрам или поездка по региону. Я очень люблю нашу республику за ее уникальную природу. Для того чтобы отдохнуть здесь, не надо обладать большим запасом свободного времени, не нужны какие-то специальные условия: рыбалка на берегах Улаганских озер, короткая пешая прогулка вдоль берега Катуни, подъем на Комсомолку – этого порой бывает более чем достаточно, чтобы снять груз проблем и зарядиться новыми силами.

 

Бабайцева Юлия

Журнал "Алтайские горы", Март 2011.