Сакральное четырехцветье

Сакральное четырехцветье

22.09.2012

Издревле на Алтае коренное население отдавало дань священным местам. И сегодня, некоторые из таких мест легко опознать по скоплению на деревьях привязанных лент светлых тонов. Традиция подвязывания лент из ткани (алт. jалама или кыйра) связана с духовно-религиозными верованиями алтайцев. Привязывание однотонных лент на ветви деревьев с целью оказания почтения духу местности имеет свой сакральный смысл. Однотонные ленты могут быть только четырех определенных цветов. По представлению местного населения белый цвет – это светлые помыслы, благопожелания. Желтый цвет связан с землей. Голубой – вода, небо. Зеленый – природа.

Так откуда же пришел этот обряд привязывания ленточек к деревьям и только ли алтайцы испокон веков сохраняют эту традицию?

Рассматривая обряды и традиции других народов, становится видно, что культы, связанные с лентами есть практически у всех народов. Их можно наблюдать как у ближайших соседей алтайцев - тувинцев, хакасов, казахов, так и в самых отдаленных уголках Центральной России. Завязывание и развязывание узелков на лентах с древности известно многим народам и использовалось в разных целях, в том числе магических и лечебных.

У казахов, к примеру, перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов; отсюда и выражение «разрубить гордиев узел». Это же начало используется при обряде «тұсау кесер» (казах. «обряд разрезания пут»), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги, и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно.

Традиционный хакасский обряд связан с повязыванием цветных чалама (ленточек). Хакассы совершают обряд повязывания чалама «Пай Хазын» у Священной березы в определенные дни (как правило, национальные праздники). При этом они завязывают в узлы все неприятности прошедшего года в черные чалама, и загаданные желания на будущий год в цветные чалама. По традиции костер для сжигания черных "чалама" разводится на северо-западе. На черной ленточке завязываются узелки по числу бед, болезней и несчастий, которые сжигаются в священном очищающем огне. Цвет чалама у хакассов тоже имеет особое значение: белая ленточка символизирует чистоту дел и помыслов, красная - символ солнца, тепла, жизни и достатка, синяя - чистое небо, связь с Космосом, с "верхним миром".

Культовые шаманские обряды тувинцев имеют различные формы и связаны главным образом с анимистическим осмыслением явлений природы. Шаманизм, использовал и включил в себя древние родовые культы, например, культ огня или гор, культ отдельных родовых покровителей, ибо он вырастал на их основе. Суг бажын дагыыры (Обряд освящения родника). Тувинцы, как и алтайцы, относятся к роднику как к священному месту. Истоки рек (сугбажи), источники (аржаан), роднички, вытекающие из-под земли, почитались обычно многими тувинцами в индивидуальном порядке. Освящение родника обычно было связано с камланием по поводу лечения больного, пораженного злым духом. У родника поджигали курильницу на верхушке деревянной жерди, другой конец которой был вбит в землю; на ней закрепляли чаламалар — ленточки цветной ткани. Во время обряда освящения родника приносили символическую жертву - козу, которую в дальнейшем имеет право доить одна хозяйка. На рогах козы завязывали белые и синие ленточки. Мужчинам запрещалось трогать её даже пальцем. Только когда коза умирала естественной смертью, козлят от неё можно было резать на мясо.

Тувинские шаманы особо выделяют два вида деревьев, служащих предметом культового обряда ыяш дагыыры (обряд освящения дерева). Первый вид — это тел ыяш или двухствольное дерево, растущее из одного корня. Под таким деревом подразумевались лиственница и ель выросшие в одном месте. Такое смешанное дерево из двух разных пород носит тувинское название тел ыяш. По мнению шаманов, ревматизм рук и ног происходит от того, что больной человек когда-то рубил тел ыяш. При лечении этих болезней вокруг него и на всех ветках развешиваются ленточки из разноцветной бумаги и тканей. Это якобы успокаивает разгневанного духа лесов. Второй вид — это хам ыяш дагыыры или «освящение дерева-шамана». Известный исследователь Тувы Г.Е. Грумм-Гржимайло писал: «Хам ыяш дагыыр - моление лесным духам, которое производится под лиственницей с перепутанным, неправильным расположением ветвей, образующих то, что у сибиряков называется "вихоревым гнездом". Однако, главное здесь -  обращение шамана к своему дереву. У каждого шамана есть своё дерево, которое он ежегодно посещает и проводит около него торжественное камлание. На четырех сторонах от дерева и возле корня ставятся курильницы, на ветках вешают чаламалар.

На Руси когда-то тоже существовал обряд повязывания ленточек. На Троицу девушки-подруги собирались в роще, и завязывали узелки на ветках березы, чтобы никогда не ссориться. Позже эта традиция видоизменилась и стала уже связана со свадебным обрядом. По одной из версий произошло смешение языческой и буддистской традиций. Ленточки на дереве сегодня завязываются молодоженами для исполнения желаний. Традиционную роль здесь играет дерево, а именно берёза, которая считается, как у и хакасов, Священным деревом во время совершения этого обряда. Еще один обряд, сохранившийся на Руси и связанный с повязыванием лент и сегодня можно встретить в сценариях любой свадебной тамады. Речь идет о повивальном обряде. Молодым повивают (связывают) руки расшитым рушником. Завязывают тремя узлами (сказочное "за тремя печатями"). Повивают молодоженов таким образом в трёх мирах. Верхний мир - мир богов, средний мир - мир людей, нижний мир - мир духов. А после молодых трижды проводят вокруг повивального дерева.

Священные места в Республике Алтай почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших традиции от своих предков. Большая часть таких культовых мест имеют огромное научное значение как лучшие образцы культурных ландшафтов. Идея сохранения природы, почитание мест, объектов земли и воды, как священных, присутствуют в духовно-религиозных верованиях и ценностях коренного алтайского народа, русских староверов и алтайских казахов, населяющих Республику Алтай. За прошедшие тысячелетия жизни в горах местное население накопило важные знания о законах горной природы и о том, как обращаться с природными стихиями и энергиями мест, как выживать и правильно жить в горах. Наряду с этим существуют и культурные объекты, являющиеся свидетелями ушедших эпох, подлинными источниками зарождения тех или иных культур и цивилизаций. К таким местам можно отнести знаменитые скифские курганы на плато Укок, петроглифы, курганы и могильные комплексы. Культурологические памятники для алтайцев также являются священными, и любое вмешательство в эту культуру или проявление вандализма, по мнению алтайцев, несут в себе последствия на более высоком ментальном уровне.  К группе священных мест и объектов также относятся территории проведения традиционных ритуалов, обрядов, поклонения коренного населения и родовые камни, специально возведенные для проведения церемоний.

Все эти места, как правило, можно опознать по обряду подвязывания лент. Наряду с этим, наблюдаются примеры невежества, вызванного непониманием специфики этого обряда или, возможно, его собственной трактовки. Как на перевалах, так и вдоль трасс, у источников, на ветвях деревьев в сакральных для алтайцев местах можно увидеть футболки, носовые платки, лоскуты одежды и прочие элементы одежды, повязанные взамен культовых лент. «Хозяева» таких приношений не только оскорбляют мировоззрение алтайцев, но и приносят вред природному миру.

Природоцентричное мировосприятие коренного населения сформировало своеобразную экологическую культуру, ряд нравственных ценностей и философскую картину мира. Главное в мировоззрении алтайцев – одухотворенность Алтая, его живая энергия, которая воплощается и в четырехцветных лентах, являющихся для коренных жителей Республики Алтай своеобразными проводниками между духами и людьми. 

 

Бабайцева Юлия

Журнал "Алтайские горы"