Мифы и легенды Алтая

О сотворении мира
Когда еще не было ни неба, ни земли, был один Ульген (по-ойротски Курбустан – Акай). Он носился над безбрежным морем, распростершись подобно нетопырю, не имея возможности опуститься на твердь. Тогда внутренний голос сказал: «Алдында тут, алдында тут!» – «Впереди хватай, впереди хватай!» Произнеся эти слова, раскинув руки, он попытался ухватить что-либо перед собой. Попался ему камень, торчащий из воды. Он сел на него, продолжая произносить это заклинание, и стал думать, что бы сотворить и как это сделать. Вдруг появляется из воды Ак-Эне (Белая мать) и говорит: «Придет мысль тебе в голову, сразу скажи: «Эттим-бютти деп» – «Сделал – свершилось», так и будет. Но ни в коем случае не произноси: «Эткеним бютпеди дед» – «Что сделал – не свершилось». После чего Ак-Эне скрылась навсегда и больше никогда и никому не являлась. Потому-то Ульген, создав людей, дал им повеление: «Бар немени JОК деп айтпа, барды JOK дезе, JOK болор» - «О том, что есть, не говори, что нет; если скажешь нет о том, что есть, то того и не будет».
   Ульгену пришла мысль и он произнес: «Э! Дьер бютсин, дьер бютсин!» – «О! Сотвори землю, сотвори землю!» И земля сотворилась. Ульген продолжал: «Алдында тут, алдында тут!», взглянув вверх, сказал: «Э! Тенгери бютсин!» - «О! Сотвори небо!» - и сотворилось небо. Так он создал и всех тварей, а слова эти: «Алдында тут» врезались в сознание человека (шинип калды). Поэтому-то он не ходит задом, не берет руками то, что лежит сзади, а все делает перед собой.
Таким же образом Ульген сотворил в море три великих рыбы и водрузил на них землю. Две рыбы находились по краям, а одна под землей – посередине, и стоит она головой к северу. Если склонит голову, то на севере образуются топи, при сильном наклоне головы может утопить всю землю. Жабры центральной рыбы захвачены арканом с крюком, конец которого уходит в небо, где он прикреплен к трем столбам так, чтобы можно было подтягивать вверх или опускать вниз ее голову. Управляет ею богатырь Ульгеня Мангдышире: если спустит конец аркана с одного столба, то земля склоняется к северу, если со второго, то случится всемирный потоп.
Во время сотворения мира Ульген пребывал на золотой горе, над которой сияет солнце и луна - Ай-кюн тийген алтын туу. Свисает гора с неба, но до земли не достает только на длину человеческого колена.
Шесть дней творил Ульген мир, а на седьмой – спал, проснувшись только на восьмой. Именно поэтому предки алтайцев ойроты на седьмой день утром совершали моление: мужчины и женщины умывали лицо и руки, прежде чем приступить к своим делам, матери, не кормя детей грудью, вставали лицом к востоку, мужчины, преклонив оба колена и держа обе руки сзади, кланялись до земли и произносили: «Боодо меним бурханым», а женщины, став на левое колено и держась за правую косу, кланялись до земли и произносили: «Тэди меним Кудайым!»
Перед молением клали аржан на огонь и медную кадильницу (сан-салгыш), утвержденную на четырхножник вышиною в пояс. Когда грамотность в народе стала утрачиваться, обряд исполняли лишь старейшины и то не в каждом аиле.
(До сих пор раз в год южные алтайцы совершают этот обряд после весеннего грома, на высокой горе, окропляя во все стороны молоком, кланяясь и произнося благопожелания.)

Обширность мироздания
Кроме солнечно-лунного мира есть еще 99 миров, имеющих свое небо, свою землю и свой ад. В каждом мире свои правители и на каждой земле есть люди. Главный и высший из всех миров называется Кан-Курбустан-Тенгере. Управитель в нем поставленный от Ульгена Мангызын-матмас-бурхан. Земля в высшем мире называется Алтын теленгэй, а ад – Мангыс-точири-таамы, где управитель – Патпан-кара.
Средний из 99 миров называется Эзреэнь Курбустан Тенгере. Главным там поставлен Биль-гыйин-кере-атту-Тюрун-Музыкай-буркан. Земля среднего мира - Алтын шарка, ад, ей принадлежащий, - Тюпкень-кара-таамы, управитель его - Патпан-каракчи (губитель). Наш мир – самый меленький и низкий Кара тенгере (черное небо). Правит в нем - Май-дере. Небо у нас имеет 33 круга (слоя). Ад наш называется Тяптан-кара-тэш, и управитель в нем - Керей-хан (лютый).

Кара неизбежна
Жил в селе Аркыт мужчина по имени Jянзабай. Однажды дедушка серьезно заболел и долго мучился, теряя сознание. Придя в себя на два-три дня, скончался. В период тяжелой болезни он рассказал историю, надолго запомнившуюся многим его землякам. Дедушка Дьянзабай начал рассказ с обращения к детям.
 – Не будьте такими беспечными, каким был я в ваши годы. В том мире после кончины судьба к вам будет очень жестока, испытаете вы нужду, лишения и беды.
Мальчиком я был шалуном – разорял птичьи гнезда, разбивал яйца, выколупывал глаза птенцам. Поймав мышей, издевался, выпускал им кишки, совершал и другие ужасные дела.
Вчера мне пришлось ответить за свои жестокие поступки.
Перво-наперво, прошел через узкий лаз меж двух камней. Там было очень красиво.
Меня, как человека, свершившего в детские годы плохие дела, поставили перед народом. Главный начал задавать мне вопросы:
- Почему мучил птенцов?
- Этого не было - стал оправдываться я.
- А что это такое? - возмутился он, и из-за сундука мне принесли птенца с выколотыми глазами. Мне стало стыдно за себя.
- Почему воровал иголки, нитки и арканы?
- И этого не было - ответил я.
- А что это? – спросил главный, бросив передо мной черный аркан.
Затем люди стали совещаться, что делать со мной.
С двух сторон меня подхватили крепкие парни и поднесли к огню.
- Ну вот, пришел мне конец, сейчас бросят в огонь, - подумал я. Но этого не случилось. Мое лицо оказалось, настолько близко к огромному пламени, что мне показалось будто глаза мои вытекли и я  ослеп.
Люди, сидящие рядом с дедушкой, ужаснулись, увидев, что глаза старика покрылись бельмами.
Эта история была поучительна для всех. Они поняли: нельзя совершать дурные поступки, причиняя боль живым существам, будь то травинка, птица или человек.

Целебные источники
В одно время жил на Алтае богатырь. Был он коварным и имел буйный нрав. Силач все время сражался с алтайцами. Убить его никак не удавалось. Как-то раз застали люди его врасплох и чуть было не прикончили, но он вывернулся, вскочил на своего великолепного коня и ускакал прочь.
Скачет вихрем богатырь, за ним следуют его преследователи. Мчит конь его по долинам и горам, по дремучей тайге и зыбким болотам. Вдруг путь преградила пропасть. Лошадь птицей перелетела через нее и упала замертво, а богатырь превратился в облако и завис над бездной. Облако лопнуло на глазах преследователей и звонким хрустальным потоком посыпалось на дно ущелья.
Добрались люди до коня богатыря и злобно стали его рубить. Из появившихся ран полилась не кровь, а вода, заполнив ущелье и долины. Людей одолела жажда, и они припали к воде. От нее у них затянулись все раны и исчезли болезни. Так появились целебные аржаны, которые алтайцы стали почитать как священные источники, дарующие чудодейственную силу жизни, энергию и молодость.

Об алтайской грамоте
Когда-то и у алтайцев не было письма. Кам решил создать его для своего народа. Он взял сырой листок бересты, нацарапал на нем грамоту и, любуясь своим изобретением, повесил его сушиться. Берестяной листок легко покачивался на ветру, а кам мечтал: «Наконец-то и у моего народа будет грамота!» Довольный своим делом, зашел в юрту, рядом с которой паслась корова. Вдруг она съела бересту вместе с листвой. Выйдя на улицу, кам увидел, как корова доедала написанную им грамоту. Написать ее заново он не смог и был опечален тем, что его народ остался неграмотным. Так гласит древняя легенда.

Эрдине
Эрдине – сокровище, талисман, оберег. Он может быть и у животных, и у людей, говорят старики. Кто найдет и узнает свой эрдине, хранит его в укромном месте, соблюдая необходимые обряды.
Эрдине скота находится внутри него. Он может напоминать уурак – молозиво, а может быть в виде круглого кома шерсти, похожего на коричневое яйцо или кусок белого сала. Эрдине скота приносит хозяевам благополучие, богатство и процветание.
Подаренный змеями эрдине помогает человеку понять язык всех земных тварей. Муравьиный эрдине служит талисманом и оберегом рода и семьи. Говорят, будто есть эрдине Алтая, который утерян либо подарен в качестве калыма принц китайской империи, взявшим в жены алтайскую принцессу.

Аба-Быркан – дух Алтая
Дух, или Хозяин, Алтая – Аба-Быркан был особо почитаем предками алтайцев. Они молились, делали ему подношения. От этого был благосклонен к хорошим людям Дух Алтая, прибавляя им годы. Тех же, кто поступал неправедно, он сурово наказывал. Скрыть от него совершенное зло было невозможно. За дурные поступки он сурово карал людей.

Подготовлено по книге «Мифы Алтайских гор».

Звезда Алтая от 12 сентября 2013 года

  





 

Комментарии

Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.